– Николай Максимович, как вы относитесь к тому, что появляется много заведений, где готовят артистов балета? Конкуренция – это хорошо или плохо? И какие критерии хорошего артиста с хорошей подготовкой вы могли бы назвать?
– Я знаю только два учебных заведения в нашей стране, где готовят настоящих артистов балета: это Академия русского балета в Санкт-Петербурге и Московская академия хореографии в Москве. Все остальные региональные училища – это так или иначе наши подведомственные и, конечно, те, кто хочет заниматься серьезной карьерой, они должны перевестись в Москву или в Питер. Я это говорил еще будучи артистом, я это буду говорить всегда, потому что, еще раз повторяю, я люблю балет больше, чем даже себя.
Все, что касается тех маленьких коллективов, которые появились после развала Советского Союза, а в Москве еще три хореографических училища, я их всегда поддерживаю, я им оказываю любую помощь, которая есть, но дело в том, что я против того, чтобы они давали диплом государственного образца, точно такой же, как и у нас. Потому что есть большая разница.
И еще один момент, о котором надо сказать. Очень много людей, к сожалению, из-за своих личных отношений не могут работать в том или ином коллективе и им, конечно, приходится идти в маленький.
А вообще я против самодеятельности и очень благодарен маме за то, что она меня никогда не водила ни в какие кружки, не заставляла, я всегда шел туда, куда я хотел.
Мне очень жалко маленьких девочек, и я это на «Синей птице» высказывал много раз, и не одна маленькая девочка плакала, когда я говорил: «Сними туфли и не танцуй на пальцах – тебе это рано». Дорогие родители, услышьте меня: не надо ставить девочку в семь, в шесть лет на пуанты, даже в девять не надо, лучше дождитесь, пока они придут в хореографическое училище к профессиональным педагогам.
Но! Вы понимаете, в чем еще катастрофа, и я это постоянно объясняю родителям. У каждого такого ребенка есть человек – мама, папа или кто угодно, который обижен природой и жизнью, которому «сломали карьеру», потому что он был «самый талантливый» и он «лучше всех знает». И все это вам советует не Майя Плисецкая, не Надежда Павлова, а какая-то кордебалетная «Усть-Каменогорская артистка», которая знает лучше, чем Плисецкая, как надо стоять на пальцах. Нет, господа и дамы, к сожалению, это люди, которые просто на вас зарабатывают.
Это цинично звучит и, может быть, зло, но это так и профессию надо получать только в хороших учебных заведениях.