Гомер является творцом греческого эпоса, поэм “Илиада” и “Одиссея”, также его считают автором “Гомеровских гимнов”, “Гомеровских эпиграмм”, “Войны мышей и лягушек”. Мнения насчет времени его жизни противоречивы, одни считают, что он жил в период Троянской войны, другие относят его творчеству к промежутку между VIII до н.э. и нашей эры. Греки позднейших времен даже не знали откуда он родом.
В его произведениях можно увидеть общество Микенской культуры (17-13 вв. до н.э.), времена Троянской войны (13 век до н.э.) и ионийское переселение в Малую Азию (11 век до н.э.).
В своих произведениях Гомер использует различные поэтические средства, чтобы выразить философские идеи. Например, в его сравнения природа изображается для объяснения человеческих действий. В его текстах человек “космичен”, то есть он сливается с окружающим мирозданием.
Также следует отметить, что тема природы занимает важную позицию в в текстах ранних философов Греции. Например у Гомера природа упоминается как объяснение свойств лекарственных растений, которые в свою очередь связываются с первобытной магией.
Гомер часто описывает процессы происходящие в природе, бурление стихийных сил. Описывая природу, Гомер делиться своим пониманием вселенной. Чаще всего из природных сил фигурирует огонь.
У многих древних народов происходило наделение огня, воды, Земли, солнца, звёзд и других природных сущностей божественными силами. Огонь, например, в литературе назывался Гефестом или Зевсом. Гомер считает первоэлементом всей вселенной водный элемент Океан. От него и от его жены Тефиды произошел весь мир с людьми, богами, животными и тд. Гомеровский Океан - это пресноводная река, которая опоясывает весь мир, один из рукавов реки протекает через подземной царство и называется Стикс. По видимому, представление о реке, как о боге греки переняли у речных государства - Египта и Вавилона.
Вселенная Гомера:
Боги Олимпа, после победа над титанами разделили мир по жребию. Зевсу достался Олимп, Посейдону - моря, а подземный мир - Аиду. Земля же была общим владением. Мир делится на сферы: Небо (Олимп и Эфир(верхний слой воздуха, местопребывание богов)), Земля (с Океаном и Аидом) и Тартар. Пространство в древности мыслилось Божественное небо, Земля - пристанище людей. Представление Неба и Земли в космическом понимании греков, как два разных мира, так и в гомеровских произведениях происходит раздел “языка богов” и “языка людей”.
Верхняя сфера - Олимп и небо, нижняя - Тартар. Тартар для богов, как Аид для людей, там существуют неугодные Зевсу титаны.
Все звезды ночью омываются в водах Океана, солнце также восходит из него. Небо сделано из меди (или железа), между ним и Тартаром находится на равноудаленном от них расстоянии Земля. На крайнем западе, у Океана находится Аид, где обитают души мертвых.
Олимп и Тартар - две противоположности, которые тождественны по своему принципиальному значения для мироздания, в художественных образах представлены принципы порядка и гармонии двух противоборствующих сил(светлое, радостное и жизнеутверждающее с одной стороны, и мрачное, смертельное и темное с другой).
Щит Ахилла является иллюстрацией вселенной и неким итогом всей “Илиады”. Щит был изготовлен богом Гефестом для героя Троянской войны Ахилла. На щите изображены земля, моря, Солнце, Луна. Также изображены два города, в одном происходят свадьбы и пиры, а другой находится под атакой врага; изображено два поля, на одном растет виноград и люди танцуют, на другом стадо домашнего скота спасается от нападения львов.
Изображение форм жизни на щите и противоположного состояния этих форм, показывает философский закон противоположности, в котором различные стороны материального мира взаимно обусловлены и они составляют единое целое. Описание щита начинается и заканчивается с великих сфер - Земли, Солнца, Луны, Океана и Неба, а заканчивается людской сферой, которая наполнена счастьем и страданием, войной и миром. Это сделано для того, чтоб охватить весь космос.
Кроме закона противоположности, в произведениях Гомера наблюдается закон управления Вселенной. Так у Гомера этим занимается Зевс, который с помощью молний делает их хаоса космос. Гром и молнии выковали дети Геи-Земли, циклопы. Также они выковали остывшую молнию (трезубец) Посейдону. Зевс с помощью молний отобрал власть у старших богов. С одной стороны молния является божественных, светлое и сильное оружие в руках божества, с другой это разрушающая сила. В орфизме Зевс также является распорядителем всего космоса.
Зевс осуществляет свою власть с помощью разума, также Зевс является лицом права и справедливости, в “Илиаде” бог с помощью весов решает кто победит в битве: троянцы или ахейцы.
Кроме этих двух законов рассказывает и про закон судьбы (мойры). Три мойры являются детьми Фемиды (богиня закона, правосудия, справедливости) и Зевса: Клото (пряха), Лахезис (дающая жребий), Атропос (неотвратимая). Они определяют судьбу людей, хотя судьба может достичь и самих богов, так в “Прометее Прикованном” есть фраза: “...И Зевс от предрешенной не уйдет судьбы.”
У человека появляется два пути: трагедия рока, то есть неотвратимая определенность судьбы и использование разума (логоса) для своей судьбы. В поэмах часто говорится о “разумном эпосе”, многие исследователи считают, что это привело к появлению логоса у раннегреческих философов. В дальнейшем развивается идея, что не судьба управляет человек, а объективный закон.
В произведениях Гомера и других античных авторов космос ждет неотвратимая гибель. Так Прометей сам являясь светилой, гибнет в огне; Троя погибает в пожаре. В дальнейшем цикличность космоса прослеживается и в других античных произведениях.