Найти в Дзене
Лес За Деревьями

Религия все-таки уходит или остается? (разбор исследования) [Н.C.]

Оглавление

Чем мир безопаснее и богаче, тем меньше в нем роль религии. Данный тезис можно прочитать в статье известного американского социолога и политолога Рональда Инглхарта, руководителя проекта Всемирного исследования ценностей (World Values Survey). Однако, данное утверждение сталкивается с рядом проблем, если углубиться в детали. Сразу скажу, что я не религиозный человек, у меня нет цели навязать другим идею, что религиозность это то, с чем нужно или желательно жить. Мне кажется, важно трезво оценивать социальные тенденции и не выдавать желаемое за действительное. Ниже я представлю основные выводы исследования, затем определение религии и, наконец, критические замечания.

Основные выводы исследования

С 1981 года проводится опрос о ценностях в разных странах по всему миру. С каждой волной исследований охватывается все больше стран. Новейшие опросы включали в себя многие арабские страны. Среди вопросов есть такие, которые можно отнести к сфере религии: «Насколько Бог важен в вашей жизни?», респондент оценивает значимость по шкале от одного (Совсем не важно) до десяти (Очень важно); также вопросы об отношении к абортам, гей бракам, равенству полов — данные нормы традиционно регулируются религиозными институтами.

Изменение средней "религиозности", измеренной по шкале от одного до десяти. Использованы самые ранние и самые последние опросы 2007 - 2019. Можно заметить, что в Индии, Болгарии, Молдове, России и Новой Зеландии "религиозность" выросла.
Изменение средней "религиозности", измеренной по шкале от одного до десяти. Использованы самые ранние и самые последние опросы 2007 - 2019. Можно заметить, что в Индии, Болгарии, Молдове, России и Новой Зеландии "религиозность" выросла.

Опросы указывают на тенденцию, что в мире в среднем снижается роль Бога и происходит либерализация взглядов. Люди стали более терпимы к однополым бракам, все больше одобряют аборты и соглашаются с идеей равенства полов. Эти тенденции просматриваются в большом количестве богатых стран и в некоторых богатеющих, то есть странах с развивающейся экономикой. Объяснение автор находит в снижении смертности детей и взрослых.

Что такое религия?

Прежде чем перейти к критике, нужно ответить на вопрос: «что такое религия?». Что мы подразумеваем, когда говорим о религии? Среди религиоведов нет единого мнения о том, какое определение религии является верным. Впрочем, ничего нового, обычное дело в социальных науках.

Приведу два самых популярных взгляда среди исследователей. С одной стороны, можно сказать, что религия — это мировоззрение, которое обязательно включает в себя существование сверхъестественных сущностей или специфических форм взаимодействия с реальностью, типа вуду. Но не редко так бывает, что из признания таких сущностей не обязательно следует религия. С другой стороны, социологическое объяснение: религия это граница между сакральным и профанным. То есть Бог не обязателен в этой конструкции, главное — социальная конструкция. Так, например, религиозным культом можно назвать любое государство, особенно идеологически центрированные, или фан-клубы рок-звёзд или киноактеров. Важно чтобы присутствовало разделение на то, что относится к мирской жизни и на то, что является неприкосновенным для непосвященных.

Религия через сверхъестественное, вызывает много вопросов к самому понятию и исключает из себя многие религии. Определение через социальное разделение, напротив, приводит к включению в религии слишком большого числа социальных явлений другого рода. Я нахожу выход в компенсации этих недостатков, через объединение двух определений. В опросах выявить приверженность к сверхъестественному можно через вопросы о вере в духов, ангелов, богов, телекинез, экстрасенсорику, магию и прекогницию.

Что касается происхождения религии, то я, следуя за Марксом, Фрейдом и Лукманом, принимаю теорию об её инструментальном происхождении. Религию, с одной стороны, изобретает для себя каждый человек, чтобы справится со своими экзистенциальными проблемами. С другой, религия изобретается и переизобретается обществом, например, институтами церкви или государства. В результате даже получается некоторый синтез двух определений. Двигаемся дальше.

Критика

Теперь можно вернуться к исследованию ценностей. Первое, что бросается в глаза, так это то, что опрос не проверяет веру в сверхъестественное, а проверяет значение сверхъестественного в жизни людей. Это не одно и то же. Человек может верить в Бога, но его значение для человека может снижаться. Другими словами, нельзя говорить о тренде на снижение религиозности, когда опросы говорят лишь о снижении роли сверхъестественного в жизни людей и роли традиционных религиозных норм. Нормы могут меняться, а вера в сверхъестественное никак в данном опросе не измеряется.

Автор объясняет падение роли Бога тем, что возрастает чувство безопасности и растет богатство. Тут было бы уместно дать список альтернативных объяснений, почему это может быть не так. Данный подход к построению объяснений я проиллюстрирую недавним случаем открытия астрономами высоковероятных признаков жизни на Венере. Таким признаком является газ фосфин, который считается биомаркером. Ученые прежде всего перебрали все возможные гипотезы возникновения фосфина, которые могли бы опровергнуть предположение о том, что наблюдаемые маркеры имеют органическую природу. Когда вариантов больше не осталось, было озвучено самое смелое предположение — газ произвели микроорганизмы.

Поиск причин в социологии крайне затруднен. Требуются очень сложные методы проверки, которые порой не дают точных результатов. К сожалению, немало каузальных объяснений в социальных науках строятся по принципу — ad hoc — выхватывание подкрепляющих фактов под существующий вывод или под произошедшее событие. Не редко играющей роль переменной выступают политические взгляды авторов. Например, если социолог или политолог является марксистом. Такой подход, конечно же, не вызывает доверия. Давайте представим, что опросы показали бы, что религиозность возрастает, как бы мы тогда объясняли данный рост? Уверен, что нашлись бы убедительные доводы в пользу роста религиозности. Всем бы было очевидно, что возрастает роль ислама, христианство адаптируется, а каждый второй ходит к гадалке.

Выводы

Рональд Инглхар делает сомнительное утверждение о причинной зависимости роста безопасности и богатства с падением "религиозности". Так же крайне спорным выглядит увязывание религиозности с ролью сверхъестественного в жизни людей и приверженностью старым религиозным нормам.

На данный момент пока ничего не указывает на то, что роль религии будет снижаться. Напротив, я считаю, что религия будет и дальше существовать и адаптироваться следом за изменяющимися ценностями людей. В современном мире в странах с развитой экономикой мы можем наблюдать зарождение новых движений, которые по всем признакам можно отнести к религиозным, как например, экологизм с центральным божеством Гея (Земля) или побочные продукты движения new age . Видно, как трансформируются церкви, становясь более адекватными ценностям современных людей. Например, Римско-католическая церковь признала однополые браки, Большой взрыв и теорию эволюции. Наконец, из результатов опросов известно, что от трети до половины россиян верят в колдунов и ведьм.

Если вы дочитали до конца, возможно, тема религии в современном мире вам действительно интересна. В таком случае, предлагаю послушать наш с Никитой Гричиным подкаст о религии и её месте в жизни современного человека. Подписывайтесь на нас. Желательно на всех площадках, неизвестно, какую из них заблокируют завтра. Так что лучше перестраховаться :) Будем рады и дальше делиться своими мыслями.