Найти в Дзене

Электросамокат прослужит дольше если... Правильный уход, хранение и эксплуатация электросамоката

Как продлить срок службы электросамоката?
Не все, к сожалению, знают, как правильно ухаживать, хранить и даже эксплуатировать электросамокат, чтобы он служил владельцу долгие годы. Данная статья будет полезна не только тем, кто уже является счастливым обладателем электротранспорта. Но и поможет с выбором людям, которые задумываются над его покупкой, причем значительно сократив расходы на
Как продлить срок службы электросамоката?
Как продлить срок службы электросамоката?

Не все, к сожалению, знают, как правильно ухаживать, хранить и даже эксплуатировать электросамокат, чтобы он служил владельцу долгие годы. Данная статья будет полезна не только тем, кто уже является счастливым обладателем электротранспорта. Но и поможет с выбором людям, которые задумываются над его покупкой, причем значительно сократив расходы на последующее обслуживание.

Все рекомендации, в статье, очень просты и применимы практически к любому транспортному средству на электротяге. От гироскутеров и монокелес до полноценных электромотоциклов. Но в качестве примера, я буду использовать именно электросамокаты, т.к. данный товар на сегодняшний день пользуется самой большой популярностью. И если хотите узнать почему, вы можете почитать статью о плюсах и преимуществах электросамокатов.

Чего больше всего боятся электросамокаты?
Первая причина быстрого выхода из строя – это попадание внутрь воды и пыли. Большинство производителей на сегодняшний день заявляют о степени пыле-влагозащиты на технику по стандарту ip54, то есть возможно попадание внутрь пыли и защита от брызг воды летящих под любым углом.

влагозащита электросамокатов  ip54
влагозащита электросамокатов ip54

Важно понимать, что брызги – это именно брызги. Как если бы вы макнули руку в воду и резко растопырили пальцы. Летящие в разные стороны капли воды и есть брызги. Это не струя, не поток и конечно же не погружение в воду. Брызги - это единственное от чего защищено большинство электросамокатов, которые вы можете купить в магазине.

Исключение составляют модели с повышенной защитой, одна из таких электросамокат NineBot MAX с уровнем защиты основных узлов не ниже IPX7 где допустимо непродолжительное погружение в воду до 1го метра.

С водой, думаю понятно, но причем здесь пыль? Дело в том, что Пыль тоже очень вредна для электротранспорта. Встречались ли вы когда-нибудь с выходом из строя компьютеров? Владелец годами не залезает внутрь, а тем временем внутри собирается куча пыли, которая снижает производительность, приводит к быстрому нагреванию многих элементов и т.д. На компьютерном рынке даже существует услуга «Чистка ноутбуков и ПК»

Так вот электросамокат, так же напичкан электроникой и здесь требуется особый подход, как перед началом эксплуатации, так и спустя определенное время.

Подобное обслуживание с чисткой стоит проводить не реже 2х раз за сезон. Первый в середине сезона, второй при подготовке к зимнему хранению, если катаетесь круглый год, то минимум 1 раз в 4 месяца, т.е. 3 раза за год. А если не хотите залезать внутрь так часто, то
при покупке нового электросамоката, заказывайте полную гидроизоляцию транспортного средства.

Лужи на дорогах и тротуарах в нашей стране явление достаточно распространенное и встречаются даже в ясную погоду, то трубу прорвет, то воду откачивают, то поливалка перед носом проедет.

Конструкция электросамоката и нагрузка
Обращайте внимание на конструктивные особенности электросамоката еще до покупки. На какие нагрузки он рассчитан? Нет смысла покупать электросамокат, который будет катать Вас на пределе своих возможностей.

Запас по нагрузке для долгой эксплуатации, должен быть хотя бы 40-50кг. Т.е. на 100кг собственного веса, подбирайте модель с грузоподъемностью до 150кг. О данных цифрах говорит статистика обращений в сервисные центры, моя собственная практика и логика здравомыслящего человека.

Для тех, кто уже владеет электросамокатом с разницей между максимально допустимой нагрузкой и весом райдера менее 40кг, совета всего два:

1й простой – продать электросамокат и купить другой, более подходящий. Иначе просто замучаетесь с постоянным ремонтом.

2й вариант сложнее – усиление всей конструкции. От складных механизмов до узлов подверженных прямым силовым нагрузкам (втулки, вилки, болты, амортизаторы и т.д.). Замена деталей, задача не из легких, их придется еще поискать, я уже не говорю о финансовых вложениях.
В идеале хорошо иметь доступ к станку и расходным материалам.

Как продлить срок службы электросамоката?
Новый электросамокат из коробки, требует обязательной протяжки всех болтов. Абсолютно не важно, купили вы его с доставкой на дом или уехали из магазина. Где-то, данная услуга может быть платной и оказана на уровне предпродажной подготовки, где-то ее могут делать в качестве бонуса. Но для увеличения срока службы обычной протяжки порой недостаточно.

Лайфхаки для новичков и для тех, кто уже является владельцем электросамоката. Посадите все болты на фиксатор резьбы. Во время поездки транспорт испытывает колебания по всей конструкции и болты от вибрации способны попросту раскрутиться.

Используйте контргайки, где это возможно или самоконтрящиеся гайки с нейлоновыми вставками.

После первой поездки на электросамокате осмотрите его очень внимательно, отмечайте все места скопления грязи. Там где возможно возникновение ржавчины, есть смысл применить антикоррозийный спрей.

Если на электросамокате установлены амортизаторы открытого типа, их лучше всего оборудовать пыльниками, чтобы уберечь от пагубных внешних воздействий.

Вышедший из строя амортизатор, может привести к преждевременной кончине подшипников, сайлентблоков и, как бы странно не звучало, к быстрому износу покрышек.

Что касается втулок на маятниках, если их нет, то лучше установить, а еще лучше, установить их через подшипники, но в идеале приобретать электросамокат, где все это уже предусмотрено производителем.

Отсутствие втулки приводит к банальному раздракониванию отверстий в короткие сроки, что является серьезным нарушением конструкции и представляет угрозу не только для райдера, но и для окружающих.

Немало важно уделить внимание и тормозной системе. В частности распространен эффект сдвинутых колодок относительно рабочей поверхности тормозного диска.

Не важно, в какую сторону сдвинуты колодки, если подобная вещь имеет место быть, их нужно выравнивать заподлицо внешнего края тормозного ротора. Таким образом, вы продлите срок службы всей тормозной системы.

Манера езды.
А сейчас, пожалуй, о совсем банальных вещах, банальных на столько, что данными правилами пренебрегают не только новички, но даже заядлые райдеры. Агрессивная манера езды.

Ни один электросамокат в виду конструктивной особенности не предназначен для прыжков с бордюров. Это касается не только мало или среднемощных моделей, но так же электросамокатов для бездорожья.

Маленькие амортизаторы легко пробиваются под собственным весом конструкции и нагруженной массой владельца. Не надо брызгать соплями в экран, я пишу о реальных фактах.

Супер мощные электросамокаты, с усиленной амортизационной системой и покрышками на тракторном протекторе, имеют высокую тяговую мощность. Мощность для возможности проехать там, где обычный самокат просто увязнет, или не сможет забраться в горку. Подчеркиваю – проехать, а не перепрыгнуть!

Так что если вы, скачете по бордюрам, лестницам и проезжаете лежачие полицейские на высокой скорости, как на кроссовом мотоцикле, то не нужно потом рвать на себе волосы и кричать на каждом углу, что все электросамокаты плохие изначально.

Перейдем к начинке. Как вы думаете, что происходит с электроникой при постоянных ударах и перегрузках? Даже если внутренние элементы имеют амортизационные проставки со всех сторон, сильная тряска будет негативно сказываться на контактах и местах припоя.

Не нужно кидаться из крайности в крайность, мол что же теперь, электросамокат на руках носить? Нет!

Стандартной амортизации и проставок, вполне хватает, чтобы проглотить колебания и вибрацию, но сильные удары и перегрузки во время прыжков, не сулят ничего хорошего.

И если вы видите в очередном обзоре, как на электросамокате скачут как на кузнечике, подобное не нужно расценивать в качестве руководства к действию. Это стандартное испытание прочности, которое в течении одного агрессивного тест драйва, позволяет понять надежность транспортного средства в целом, как если бы оно проехало несколько сотен, а то и тысяч километров, но уже в режиме нормальной эксплуатации.

Это делается, для быстрого выявления возможных недостатков, начиная с люфтов и заканчивая полным выводом электросамоката из строя.

Аккумулятор.
Перейдем к правильной эксплуатации аккумулятора. И давайте определимся сразу, в этой статье речь идет о нормальных электросамокатах, а не заведомо бракованных или откровенных подделках.

Как их отличить, можно узнать, прочитав статью – Как выбрать электросамокат.

1я Ошибка – Разрядить аккумулятор в ноль. Это сделать сложно, но все же возможно. На многих современных накопителях установлены контроллеры, не позволяющие полностью израсходовать энергию, кто-то замечал, что даже полностью севший электросамокат позволяет включить световые приборы или подсветку. Это - те самые остатки тока, которые остаются в батарее, после его отключения.

И если, Вы, высадив аккумулятор в ноль, бросаете электросамокат в таком состоянии на длительно время, то батарея не просто потеряет емкость, но и чтобы ее зарядить, возможно, потребуется техническая реанимация.

2я ошибка - использование электросамоката в сильную жару или на морозе. Рекомендуемый диапазон температуры окружающей среды для нормальной работы находится в рамках от -10 до +40 °C. Больше или меньше, будет зависеть от типа используемых элементов и их качества. Необходимо помнить, что оптимальная рабочая температура составляет порядка +25 градусов.

Если температура ниже, химические реакции внутри элементов становятся заторможенными, а разряд происходит заметно быстрее. Данное явление временное, характеристики батареи приходят в норму после прогрева до комнатной температуры.

Самое страшное - это использование электросамоката или его хранение за гранью температур рекомендованных производителем. В таких случаях происходит необратимая деградация накопителей. По теме хранения еще поговорим отдельно!

3я ошибка – неправильная зарядка. Важно избегать разницы температуры во время подключения к розетке, т.е. ставить на зарядку сразу, после поездки на холоде или под палящим солнцем.

Дождитесь, пока температура батареи приблизится к комнатной. В идеале заряжать аккумулятор нужно в сухом помещении при температуре от +15 до +40 градусов.

Можно ли ставить электросамокат, заряжаться на ночь?
Этот вопрос делит людей на 2 лагеря. На тех, у кого есть электросамокат и тех, у кого его нет. Последние кстати, порой лишают себя удовольствия именно по это причине. Более 90% владельцев электросамокатов заряжают девайс на колесах именно ночью.

Во-первых, потому, что днём они катаются, а заряжаются электросамокаты довольно долго.
Во-вторых, потому что дешевле.
В-третьих, потому, что ночью скачки напряжения минимальны.

Неужели электросамокатчики настолько безбашенные, что каждую ночь, готовы засыпать рядом с бомбой замедленного действия? Нет, просто они более осведомлены о работе устройства, чем люди, которые не разбираются в теме.

Все современные накопители в электросамокатах собираются с использованием контроллера, который регулирует подачу тока при заряде и разряде аккумулятора.

Каждый электросамокат укомплектован зарядным устройством, которое отключает подачу питания по завершении зарядки.

Чтобы произошел перегрев способный привести к возгоранию или взрыву, необходимо перезарядить аккумулятор. Простыми словами вкачать в него энергии больше, чем он способен принять.

Произойти это может по двум причинам:
Первая с шансом один на миллион. Если произошла какая-то супер хитрая поломка в мозгах контроллера. Чаще всего, при выходе из строя контроллер просто теряет пропускную способность и самокат не заряжается. Но как говориться 1 раз в год и палка стреляет. Шанс реально 1 на миллион.
Причина вторая, и довольно распространенная. Всегда происходит по вине владельца. Зарядка электросамоката на холоде или сразу после поездки в мороз, без естественного прогрева аккумулятора до комнатной температуры.

Свойство li-ion накопителей таково, что на холоде химические процессы замедляются и при постановке на зарядку, контроллер учитывает то, что видит, а видит он слабое напряжение и начинает вкачивать в каждую банку по максимуму.

В итоге, когда все элементы, достигнут комнатной температуры и химические процессы восстановятся, может оказаться уже поздно. В лучшем случае батарея навсегда потеряет часть своей емкости, в худшем перегрев и возгорание.

То же самое, кстати, может произойти с телефоном и любым другим гаджетом, так что если говорить об опасности ночной зарядки электросамоката, это тоже самое, что говорить об опасности ночной зарядки планшета, шансы возгорания абсолютно равны.

Если есть возможность и желание, менять аккумулятор - раз в год или даже чаще, то все вышесказанное, точно не для вас. Подумаешь батарейка, ведь её стоимость еле дотягивает до половины самоката.

Хранение
Правильное хранение электросамоката особенно в зимнее время, так же заслуживает отдельного внимания.

Электросамокат нужно почистить и высушить! Оставшаяся грязь имеет свой процент влажности и может привести к появлению ржавчины в самых уязвимых местах. На подшипниках, складных механизмах, амортизаторах и т.д. Так же разного рода нечистоты, со временем, имеют особенность прикипать к поверхностям, в первую очередь это касается пластика, которого, на электросамокатах в избытке.

Лайфхак, как сделать все быстро и четко, если на электросамокате нет гидроизоляции и он уже снят с гарантии
Зарядите электросамокат на 40-50%, вскройте и вытащите аккумулятор. Протрите внутренние элементы, если в этом есть необходимость. Закройте электросамокат. Далее можно воспользоваться обычной автомобильной мойкой. Здесь его помоют и просушат не только под давлением, но и под вашим бдительным присмотром. Все это удовольствие, как правило, не превышает 300р.

Дайте самокату еще время на полную просушку в течении суток при комнатной температуре. После чего, можно установить аккумулятор обратно!

ЛайфХак, если есть гидроизоляция и электросамокат на гарантии. Вскрывать ничего не нужно, идем на мойку, проводим обряд очищения, сушим, заряжаем до 40-50% и храним до наступления следующего сезона. Температура и место хранения электросамоката, если батарея установлена внутри, должны соответствовать определенным стандартам. Это сухое помещение с температурой окружающей среды не ниже +10 и не выше +25 градусов.

Самым оптимальным уровнем заряда li-ion батареи для хранения считается 40% уже с учетом возможного саморазряда, который наблюдается у всех накопителей без исключения.

Далее приведена таблица потери емкости во время хранения, Внимание, речь идет не о саморазряде аккумулятора, как если бы он просто сел, а именно, как в народе говорят «батарея стала плохо держать заряд». Т.е. теряется общий процент емкости всего аккумулятора.

температура хранения электросамоката
температура хранения электросамоката

Что касается упаковки, на время хранения, я бы советовал обычную стрейч пленку.

Для Вашего удобства, ловите свод необходимых рекомендаций в одной таблице.

правильная эксплуатация электросамоката и уход
правильная эксплуатация электросамоката и уход