Найти тему
Педагог онлайн

⁉ О пользе и вреде КЛИШЕ...

✍🏻 Сегодня, в условиях все более усложняющихся и жестко проверяющихся заданиях на ЕГЭ / ОГЭ в цикле социально-гуманитарных дисциплин, все чаще мы обращаемся к такому инструменту как клише.

💯 Почему стоит использовать клише и как грамотно это сделать с пользой для выпускника?

😃 В чем негатив клише и для кого его использование может стать роковым?

👩‍💻 Об этом читайте в статье руководителя кафедры истории и обществознания - Фаины Чепраковой.

Начнем наш разговор с определения термина «клише».

Само явление «клише» характерно для ремесленного производства, как образец для выполнения работы или штампа, который используется для поточного производства изделия (любого продукта, например в типографии для распечатки страниц газеты, книги…).

Слово клише было заимствовано из французского языка в середине XIX века. Оно является производной формой глагола clicher, который в буквальном переводе означает — делать оттиски.

В классическом понимании клише — это металлическая, деревянная или резиновая форма с нанесенным на неё рельефным изображением. После окунания его в краситель и надавливания на бумагу, кожу или другую поверхность получается зеркальный оттиск.

Сегодня в различного рода производстве активно используются разного рода клише.

НО нас волнует вопрос использования клише в предметах социально-гуманитарного цикла, а именно истории и обществознания.

Так что же из себя представляет речевое клише? Обратимся к словарям…

Речевое клише — стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также общие модели речевого поведения в конкретных ситуациях.

«Клише — это шаблонное выражение, избитая мысль (книжн.)», — читаем в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940).

Итак, клише — это шаблонные фразы или устойчивые словосочетания (в лексике их называют фразеологизмами). Они представляют собой готовые комбинации слов, благодаря которым облегчается процесс коммуникации.

Таким образом, клише – это короткие универсальные фразы, с помощью которых может быть легко сформирована правильная структура мини-сочинения по обществознанию и исторического сочинения.

При этом не стоит путать клише и шаблон. В данной ситуации под шаблоном понимается некая четко организованная структура текста

Но, в данной ситуации, именно клише создает те возможности структурирования сочинения согласно мысли именно ученика. Обратите внимание, что и в шаблонах мы видим речевые клише.

Стоит понимать, что речевое клише дает возможности создавать переходы, акцентировать внимание на тех или иных аспектах сочинения. Например, указание на примеры в мини-сочинении по обществознанию, оценки личности в историческом сочинении.

рассмотрим данную проблему в теории …
приведем теоретическую аргументацию для данной проблемы …
посмотрим на данную проблему с нескольких сторон …
докажем это следующими примерами…
рассмотрим данную проблему на личном опыте …
чтобы подтвердить мою точку зрения, обратимся к литературе …
в качестве доказательств приведем некоторые примеры из истории …
в общественной жизни найдется немало примеров для обоснования моего мнения …

Подводя итоги небольшого анализа, можно сделать выводы, что сами клише не являются готовым сочинением, они лишь оказывают помощь выпускнику. И если правильно организовать подготовку выпускников в этом ключе, то клише только окажут помощь выпускнику, помогут ему создавать красивые, логически выстроенные переходы от одной части сочинения к другой.

Предваряя ваши «против», обратим внимание на то, что клише сами по себе не создают сочинения ни по истории, ни по обществознанию!

Да, определенный вред клише имеют. И в первую очередь они «мешают», «шаблонизируют» сознание и умения выпускника.

НО среди выпускников в настоящее время, к сожалению, все больше тех, кто не умеет строить и выражать свои мысли логически, грамотно и аргументированно. И это, к великому сожалению, и наша с вами вина — в погоне отработать весь материал параграфов, вызубрить основные даты и термины, события и факты — мы забываем о полном ответе ученика и довольствуемся таким ответом на вопрос «В каком году произошла Куликовская битва?» — «1380», вместо «Куликовская битва произошла в 1380 году».

Таким образом, обращение к клише — есть ответ на саму систему образования в современной школе.

Ответим на важный вопрос: кому же все-таки рекомендовать и предлагать клише? А кому из детей они принесут только вред?

Чтобы ответить на этот вопрос, каждый сам проанализирует сформированный у выпускника умения и навыки. А значит даст ответ сам себе: клише помогут тому выпускнику, у которого навыки выражать свою мысль аргументированно и логически оформлено сформированы очень слабо или средне. Для выпускника, который не испытывает таких затруднений, сам по себе вопрос использования клише и шаблона отпадает.