Современное поколение отличается от предыдущего. Так говорят о каждом поколении. Если бы поколения не менялись, и не привносили нового в общество, то произошла бы деградация. И вот уже в школах вместо уроков технологии, где девочки готовили, а мальчики создавали табуретки – робототехника, промышленный дизайн, геоинженерия. У читателей возникнет вопрос о практичности таких знаний. Ведь с готовкой и созданием табуреток практическая польза очевидна.
Да, мир меняется, меняются реалии, вместе с ним меняется и школа. Школа стремится быть близкой к миру, давать актуальные знания. Для того чтобы знания были полезны, но и по окончанию школы, знания опережают время. Вот и учат дети такие, казалось бы, странные предметы.
Чему учат в школе?
Помимо предметов в школе еще учат общению. Школа нужна, чтобы научить общаться и вести себя в соответствии с общепринятыми правилами. Правило педагогики в начальных классах «Делай как я». Ребенок смотрит на окружающих взрослых и понимает, как себя вести в той или иной ситуации. Или взрослые учат детей. Учат как дружить, как любить, как вести себя в нестандартных ситуациях, когда кому-то требуется помочь.
Второй навык – школа учит учиться. То есть мыслить таким образом, чтобы уметь добывать знания самостоятельно. Не во всех школах этому учат. Некоторые ученики учатся этому только в университете. К сожалению, и тут школа может слегка подкачать. Шаблоны, стандарты, МЭШ- московская электронная школа, которыми пытаются заменить нормальное человеческое общение и обучение – не слишком полезны.
Образование — это процесс обучения и воспитания. И вот если с обучением школа более или менее справляется, то с воспитанием возникают сложности. Воспитание — это постоянный процесс. Невозможно его реализовывать только в школе или только дома. А дома родителям часто некогда заниматься воспитанием. Воспитывают дистанционно. Вот и вырастает поколение дистанционно обученных и воспитанных людей.
Третий пункт – школа приспосабливает человека к жизни. В это включаются такие навыки как, например: социализация. Это значит что учат основам взаимодействия учеников друг с другом. Среди жизненных навыков так же азы финансовой грамотности, чтобы человек понимал пользу вкладов, как сделать накопления и как прожить на ту зарплату. Важно научить самостоятельной жизни. Для этого нужно, как минимум, уметь готовить. Как приготовить яичницу важно знать как мальчикам, так и девочкам. Не забывайте о том, что это весело. Вспомните, дорогие взрослые, с каким удовольствием учились в школе на технологии готовить.
Четвертое – компьютерная грамотность. Компьютер есть в каждом доме, а в некоторых домах их несколько. Но вот переустанавливать программы и владеть офисными программами могут далеко не все. Поэтому учить этому в школе будет полезно для детей.
Системы образования в разных странах различаются. Например, в Сингапуре — гибкая программа, делающая образовательный процесс эффективным. Это достигается благодаря вовлечению детей в научные и творческие проекты. Еще, эта система мотивирует учиться на протяжении всей жизни. В Финляндии детей учат в первую очередь жизни, а уже через жизнь – науке и технике.
Без науки никуда. Наука помогает двигать прогресс вперед. Но миру требуются не только ученые, но и другие профессии. Так пусть хотя бы система станет самообучаемой – это и будет новый шаг в развитии будущего поколения.
Так чему же не учат в школе по вашему?