Галактион Саночкин и его семья (прочитать о нем можно здесь) были связаны с Лыковыми не только медом и медовухой. Через некоторое время они и вовсе решили породниться. В своих воспоминаниях Агафья говорила так: "Степан не Дарья, упираться не стал", из чего я и сделала вывод, что именно из-за Дашиного несогласия расстроилась помолвка с Ермилой Золотаевым. Видать, не пришелся парень по душе (Кстати, может и не зря, запомните, дорогие читатели, это имя). Но у Степана и Зиновии все сложилось по-другому. Девушка выделяла Степу из всех парней заимки, да, видимо, и ему Зиновия была по сердцу.
Затягивать со обрученьем не стали и после Покрова сыграли свадьбу. Сначала молодые жили в родительском доме, но уже по весне Степан начал рубить свою собственную избу с помощью брата Карпа. Сам Карп, будучи уже подростком, заглядывался на Самойлову Пелагею, но, как я поняла из семейных хроник, симпатия та была односторонней, но очень глубокой, потому что и возмужав, Карп долго не хотел смотреть в сторону других девушек.
Это были последние спокойные годы в жизни Тишей. Правда на тот момент кержаки об этом не подозревали и, когда до них дошла весть о перевороте в столице, всерьез об этом даже думать не стали: "Где Петербург, а где мы!... А царь.. Что ж царь: одного сбросили, другой найдется." Первая мировая война тоже прошла мимо заимки, ее жителей больше занимала история с медведем, повадившимся пакостить вокруг поселения. (Мы помним, что с медведями у старообрядцев были долгие и сложные отношения, о которых можно прочитать тут.)
В этот раз сначала пропала кобыла с крайнего к лесу двора, затем теленок свата Саночкина, а потом медведь отметился на пасеке. На общем сходе порешили мужики изловить зверя, пока он совсем не распоясался. Но медведь оказался очень хитрым и каждый раз уходил от своих преследователей. Тогда охотники решили строить кулёму.
Прежде, чем я продолжу свой рассказ, позволю себе немножко отвлечься. Не знаю, как вы, а я в детстве частенько слышала ласковое словечко "кулёма" от родителей, если у меня что-то получалось нескладно. Так я и думала до сегодняшнего дня, что это слово означает неумеху, нерасторопного человека. И только, готовя эту статью, я узнала, что у слова есть второе значение, употребляемое в Сибири, и означает оно ловушку для зверя. Размер и устройство ловушки могут быть разными в зависимости от того, на какого зверя ставится. Я расскажу о той, что срубили старообрядцы.
Из толстенных бревен мужики поставили сруб примерно два на три метра. Крыша у этой избушки тоже была из здоровых, тяжелых плах, да еще завалена сверху землей и камнями. В стенках прорезали узкие щели для стрельбы, а над входом укрепили дверь, но не совсем обычную. В дальний угол ловушки поместили мясо для приманки и, как только медведь, привлеченный запахом, начал бы его ворочать, дверь должна была упасть и ее наглухо заклинило бы в специальных пазах.
Я нашла фото похожей ловушки, а от себя могу добавить, что была как-то в одном маленьком, но очень любопытном музее изобретений народных умельцев и там тоже видела интересную ловушку: бревна вбивались в землю стоймя, образуя два круга: снаружи большой, а внутри малый. В центр внутреннего круга помещалась живая приманка: овца или поросенок, которые отчаянно возмущались произволом и насилием. И на это возмущение шел волк. А дверь тоже открывалась в одну сторону, по принципу сибирской кулёмы. Дальше, я думаю, все понятно.😉
Кстати, обратите внимание на верхний экспонат - оригинально придуманные снегоступы. Вообще, в том музее были и довольно забавные способы ловли рыбы, так что, если рыбакам и охотникам интересно, то можно заглянуть сюда.
Ну а мы вернемся к старообрядцам, решившим поймать вредного зверя, повадившегося на заимку. Что у них получилось, я обязательно расскажу в следующей статье, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить продолжение истории.