Екатерина II вошла в историю как одна из самых ярких и выдающихся правителей нашей страны. Одним из её заметных деяний был созыв Уложенный комиссии, с целью обновления свода законов и сбора наказов о нуждах и чаяниях всех жителей огромной империи. В состав Уложенной комиссии по некоторым данным избраны 564 депутата: 28 от правительства, 161 от дворян, 208 от горожан, 54 от казаков, 79 от крестьян и 34 иноверца. Из них 28 мусульман, в том числе 24 татарина-мусульманина, два башкира, два бухарца.
Н.М. Карамзин оставил такие слова о Уложенной комиссии: "Воображение мое не может представить ничего величественнее сего дня, когда в древней столице нашей соединились обе гемисферы земли, явились все народы, рассеянные в пространствах России, языков, обычаев и вер различных. Москва казалась тогда столицею вселенной, и собрание российских депутатов - сеймом мира".
Депутаты за свою работу были награждены золотой медалью «Депутатом уложенной комиссии».
Примечательно, что одним из депутатов был наш земляк, мулла Альмухамет Ибрагимов. Выскажу предположение, что это сын сотника Ичкинского юрта мурзы Ибрагима Тонкачева. Альмухамет Ибрагимов представлял служилых татар Ичкинского и соседнего Багарятского юрта (ныне с.Усть-Багаряк Кунашакского района). Наказ подписали поверенные ичкинцев сотники мурза Ибрагим Тонкачев, Мансур Супхангулов и рядовой Абдулхалил Ашменев (Агименев). В Российском государственном архиве древних актов сохранился этот документ. Документ ценный, на него ссылаются многие историки, предлагаю своим читателям ознакомится с ним в оригинале.
Наказ ичкинских и усть-багаряцких служилых татар
Исетской провинции
Перевод с приобщенного при сем татарского письма, полученного майя 13-го 1767 году, в котором по переводе значит ниже сего:
1767 года апреля 24 дня мы, ниже подписавшиеся от Оренбургской губернии Исетской провинции, выбранные от ичкинских и багарятских юрт служилыя татары, поверенныя сотники от ичкинцев из мурз Ибрагим Тонкачев, Мансур Супхангулов и команды нашей рядовые Абдулхалил Ашменев, мулла Альмухамет Ибрагимов, от багарятцов сотник же Абдрахман Марзагулов, рядовые Мухсин Уразов, и Валит Тимербеков к посылке в Москву в комиссию о сочинении проекта Нового Уложения, выбранному из наших команд нам по силе Манифеста Ея Императорскаго Величества декабря 14-го числа 1766 году депутату команды Ичкинских юрт мулле Альмухамету Ибрагимову препоручили мы усмотренныя нами и всем с обоих сторон народом нашим общие недостатки и нужды представить где надлежит. А какия имянно, о том значит ниже сего.
Ичкинских юрт
1
Положенныя на нас службы Ея Императорскаго Величества мы, Ичкинских юрт служилыя татары, издревле от прадед, дед и от их наследия. Мы, нижайшия, по сей 1767-й год исправляли. Во-первых, в приращениях Ея Императорскаго Величества казну платили до 1754 году пятигривенной ясак, которой потом с нас снят. А по снятии вместо того до сего время своим коштом без всякого жалованья на собственных лошадях каждой о двух конь употребляемся в службах Ея Императорскаго Величества по ведомству Оренбургской губернии на линиях. И для того просят во время употребления нас в службы от Ея Императорскаго Величества милосердия, чтоб за оныя и жалования из казны Ея Величества благоволено бы было получать.
2
Которыя нам пожаловала Ея Величества земля, но из оной смежныя поселенныя слободские крестьяне и башкирцы в наших дачах угодьями, то есть, из озер и речек ловлением рыбы довольствуются и тем причиняют нам крайния обиды. Просить же о том, чтоб повелено было таковым в нашем отводе довольствующимся людям, яко то крестьянам и башкирцам запретить, а довольствоваться нам, выше писанным, одним. И притом дозволено б было для довольствия про свои надобности содержать нам на урочищах своих мельницы, такоже и продовольствие свое учредить кожевенные и кузнечные промыслы без взятья за службы наши, оброку. И о вышеописанных, около нас состоящих землях, просить размежевания.
3
Напрежде сего мы, как службу исправляющие люди, милосердием Ея Величества по возможности своей имели торг между Россиею о городах и деревнях повелено б было в выше писанных местах нам торговать по прежнему без кредиту.
4
Мы же всемилостивейшей государыни, как и выше писано, исправляем по линии службы в крепостях и в то время падают наши лошади, вместо которых покупаем и платим пошлины. Невозможно ль будет оное все отменить и во время той службы довольствоваться во всем вышеписанном безпошлинно.
Багаряцких юрт служилых же татар
1
Во-первых, находясь мы, нижайшия, во оных юртах, платили ясак по состоявшемуся в 1726-м году Ея Императорскаго Величества указу в казну поголовныя деньги, в силе которого с нас снят. А потом же наложен был на нас пятигривенный ясак же, и исправляли государственныя службы до 1754-го года, а потом и оной снят.
2
Во время в прошлых годех злоумышленников башкирцов по учинении бунта причиняли нам, нижайшим, раззорение, некоторых из нас побили, а других, забирая в полон, у себя содержали. И в силе Ея Величества указа против них, бунтовщиков, справедливо стояли и между тем явныя и секретныя службы исправляли и предреченных злодеев возмутителей башкирцов всеми силами старались к поимке. Которых переимав, находящемся в городе Екатеринбурге главному присутствующему господину генералу Татищеву препоручили, в чем за то нам от него же похвальной в 1737-м году марта 30 числа и указ дан.
3
И по прошествии того башкирского замешательства господин генерал Неплюев, приехав из Сибирской губернии исключил, а приписал Оренбургской губернии в ведомство Исетской провинции, где поныне по-прежнему в тех Багаряцких юртах верно исправляем Ея Величества государственные службы своим коштом и находимся. Но ныне крайней недостаток и в земле притеснение имеем. А имянно, Салзауцкой волости от башкирцов, потому что они назад тому со ста пятидесят лет будет, поселившуюся нами землю с пашенными местами и сенными покосы продали Измайловского полку отставному прапорщику Семену Текутьеву, на которые угодья во время отбытия нашего предписанной Текутьев людей наших ко исправлению государственных служеб привел в несостояние захвачиванием к себе, некоторым перерезал руки, а другим от стужи поморозил ноги. Просить, чтоб повелено было реченого Текутьева с нашей земли согнать, потому что на него от нас и челобитна была подана, и по оной хотя насланным указом изгнан был. Но ныне, не взирая на то по-прежнему самовластно усильством своим построясь живет и нас, нижайших рабов, в крайнее раззорение тем приводит. Просить о защищении от ево, Текутьева, о недопущении на нашу землю запрещения.
4
Вышеписанныя башкирцы кроме нашей земли собственную владеемую по писцовым книгам не малое число землю распродали боярам и по продаже вступили на отведенную нам в прошлом 1754-м году действительно землю. О чем мы того года насланной о владении нам по прежнему Ея Императорскаго Величества и о непричинении никому притеснения и указ у себя имеем. Почему от таковых башкирского народа отягощениев впредь уже к исправлению государственных служеб и возможности несостояния. Сверх же того в силе Ея Императорскаго Величества Оренбургской губернской канцелярии указа Екатеринбургского ведомства Багаряцкой и Колчеданской слобод, Каменского завода крестьянами и гранями разведена, а помянутыми Салзауцкой волости башкирцами и протчими за неразмежеванием великия видим притеснении. О том просить от всемилостивейшей государыни, чтоб между башкирцами нас развести и в том размежевание учинить.
5
Просить, чтоб повелено за исправляемыя государственныя службы нам, нижайшим рабам, определить жалованье також, когда бываем на службе. И естли падут лошади, что б дозволено было покупать кроме купцов от киргиз-кайсаков и протчих без пошлины. И во время езды внутри Российского жительства по слободам для довольствия своего потребными вещами и с прибыли торговать без кредиту.
6
И притом в собственном нашем отводе земли в имевшихся озерах и речках дозволено б было промышлять рыбу и по оным построить мельницы. Сверх того иметь нам для довольствия своего кожевенной промысел без оброку просить от Ея Императорскаго Величества об милосердии нами нижайшеми рабами.
В подлинных татарских письмах подписались тако: у ичкинских сотник мурза Ибрагим Тонкачев руку, сотник же Мансур Супхангулов тамгу приложили, Абдулхалик Агименев тамгу же. У Багаряцких сотник Абдрахман Марзагулов руку, Валий Тимербеков тамгу, Мукзин Уразов тамгу приложили.
Кроме этих наказов Альмухамет Ибрагимов в ходе работы Уложенной комиссии внес дополнения, в которых просил не накладывать на них подушного оклада и ясака, запретить разрушать мечети и освободить мусульманское духовенство от государственных служб и сборов. Предлагал «касающиеся до их закона или партикулярныя маловажныя дела» передавать для рассмотрения муллам и старшинами, которые должны будут вести записи в специальной книге и отсылать ее ежегодно в Исетскую провинциальную канцелярию.
Вот такие проблемы волновали наших предков более двух с половиной веков назад.