Вообще, помимо спасения экипажа, в авиации парашюты используются и в других сферах, к примеру, при торможении воздушного судна (тормозные парашюты). Ранее такие применялись на Ту-104, ну, а теперь, только у военлётов.
Теперь затронем спасение экипажа в чрезвычайных ситуациях.
На данный момент, самые распространенные спасательные парашюты-это С-5К и ПН-58. Используются, в основном, в военно-транспортной авиации, поскольку, в истребительной-катапультные кресла. Ранее использовали парашюты С-4У (прародитель С-5К).
И используются в вообще крайних ситуациях, когда ничего сделать с судном нельзя, но высота для покидания есть, либо оно уведено далеко от населенных пунктов.
Но помимо спасения экипажа и торможения, в авиации задействованы учебно-тренировочные парашюты для отработки прыжков с парашютом (этот навык понадобится при экстренном покидании воздушного судна в воздухе). Военные лётчики совершают в норме по 2 прыжка в год (обязательно), но можно и более). В гражданской авиации, на настоящий момент, не предусмотрено выполнение прыжков с парашютом, поскольку не за чем. Где вы видели в авиалайнерах пилота с парашютом?)
Так вот, перейдем к учебно-тренировочным прыжкам.
Вообще, прыжок с парашютом-это, в первую очередь, некоторое преодоление себя. В принципе, если не зацикливаться на страхе, то всё будет отлично. Всё у вас получится.
Как правило, первоначальное обучение по классической программе (их 3, но об этом немного позже) происходит на парашютах типа Д-5, Д-6, "Юниоре", иногда даже на Д-10. Далее парашютист после ±устойчивого выхода "на поток" и сдачи зачёта по управлению куполом переходит на более-менее спортивный парашют "Д-1-5У", в простонародье-"Дуб".
Ну, а потом, собственно, либо прыгает до "крыла" с ним, либо переходит на Т-4, ПТЛ-72 или УТ-15.
Также есть различные способы раскрытия парашюта. Их 3 (у Д-1-5У).
Первый-принудительное раскрытие со стягиванием чехла вытяжным фалом, второй-принудительное (в простонародье-"расчековка") и третий-ручное раскрытие. С первым и третьим, вроде бы, понятно. Но что это за "расчековка" такая?!
Так вот, существует шаровытяжной парашют (ШВП), который стягивает чехол с купола после раскрытия и остаётся болтаться у вершины купола. То есть, при ручном раскрытии он просто вылетает, при принудительном со стягиванием чехла его нет, поскольку чехол стягивает вытяжной фал, и он остаётся болтаться за самолётом, а при расчековке вытяжной фал выдергивает шпильки и раскрывает клапана ранца, а только потом уже вылетает тот самый ШВП и стягивает чехол с купола. Как-то так.
Теперь о программах обучения, как я уже упоминал выше, их 3:
Классическая, о которой мы сегодня говорим, АФФ (прогрессивное обучение свободному падению. Без прыжка с инструктором тут не обойтись, и стоит это обучение дорого, но, зато, сразу крыло) и стэтиклайн (staticline).
Тут, в общем, прыжки производятся сразу с "крылом" но с принудительным раскрытием. То есть, купол будет раскрыт через ±5 секунд после отделения от борта воздушного судна.
На сегодня, это всё.
Спасибо за чтение!!!