Найти в Дзене
УЕЗДНЫЕ ЗАМЕТКИ

Хроники Свердловска: как работали военнопленные в поселке Исток?

В этой заметке предлагаем Вашему вниманию интересные мемуары Й. Пехмана, посвящённые быту военнопленных немцев в пос. Исток.

Как указывает исследователь Н.В. Суржикова, с 1945 года в пос. Исток было сформировано отделение лагеря № 314. Управление этого лагеря располагалось в Нижне-Исетске [1]. Отделения этого лагеря дислоцировались также на ст. Шарташ, в пос. Елизавет, Уктус, в Малом Истоке и других местах. Просуществовал лагерь и его отделения до 1949 года, до амнистии.

Й. Пехман побывал в отделении лагеря в пос. Исток с 1 октября по 27 ноября 1945 г. Он вспоминает: "Путь в новый лагерь мы прокладывали пешком, это было не так далеко (как я отмечал в своих заметках). 30 сентября мы были еще в лагере Калиновка, а 1 октября уже в Истоке. Я едва вспоминаю условия в этом лагере, но я ясно помню (и Людвиг Шуттинг подтверждает это в своем письме от 11 февраля 1948) то, что наше меню на протяжении 6 недель состояло из кукурузы и хлеба: 3 раза в день мы ели суп из кукурузы, да еще 1 раз была кукурузная каша (это тот же самый суп, только погуще) и 600 г хлеба. Некоторые не могли переносить этот суп изо дня в день и страдали от поноса и аллергии. Мне, жителю Штирии, это было привычно. Когда я был ребенком, то 2 раза в день, утром и вечером, ел такую кашу, и здесь, в лагере, мне ничего не стоило есть суп и кашу.

Кухня в лагерном отделении не в пос. Исток, кон. 1940-х гг., нач. 1950-х гг. Фото из [1]
Кухня в лагерном отделении не в пос. Исток, кон. 1940-х гг., нач. 1950-х гг. Фото из [1]

В Истоке офицеры сначала считались привилегированным классом. Им не нужно было работать, у них было хорошее питание: белый хлеб, масло. Они имели право голоса, их часто назначали бригадирами, и они водили нас на работу. - Пишет бывший военнопленный. - Именно в этом лагере произошел случай с начальником финансовой службы, о котором я уже упоминал и который страдал от поноса по дороге в Россию.

Между тем, спустя какое-то время, он поправился, вошел в роль большого начальника и был нашим надсмотрщиком, но однажды этому пришел конец. За одну ночь все изменилось: у офицеров отобрали знаки, определяющие их чин, теперь они должны были работать, как и мы, и получали питание, как и мы. Позднее многие из них стали настоящими личностями, и мы выбирали их как старост в бараке, как доверенных лиц.

Магазин в лагерном отделении, фото кон. 1940-х гг., нач. 1950-х гг сделано не в пос. Исток из [1]
Магазин в лагерном отделении, фото кон. 1940-х гг., нач. 1950-х гг сделано не в пос. Исток из [1]

Хотя я с трудом припоминаю детали того, что произошло в этом лагере, но на сегодня я располагаю достаточными сведениями об Истоке: от профессора доктора С.Карнера, а также от коллеги А. Заворотного в мае 1994 года я получил копию плана вместе с характеристикой. Такие сведения предоставлялись 2 раза в год: 15 января и 15 июля в ГУПВИ (Главное управление по делам военнопленных и интернированных). Предоставленные в мое распоряжение сведения были датированы 10 августа 1946 г., то есть через год после моего пребывания в том лагере. Но, насколько я был знаком с условиями, тогда вряд ли что-то могло измениться.

Отделение лагеря находилось у совхоза «Исток» Министерства внутренних дел близ Арамиля (Свердловская область), который находился в 6 км от железнодорожной станции Кольцово. Позднее представитель Бундестага Петер Рецер привез для меня с Урала план города Свердловска с окрестностями, все названные мною в воспоминаниях местности я могу точно показать на карте.

Улица Главная, 1940-1941 гг. Фото из [3].
Улица Главная, 1940-1941 гг. Фото из [3].

Допустимая вместимость лагеря в Истоке составляла, согласно этим сведениям, 700, в крайнем случае 900 человек. Но пленных в августе 1946 года было 1 558 чел. Они размешались в деревянных домах на 300 человек и в бараках на 380 человек. Не требуется много фантазии, чтобы представить себе эти жилищные условия. Названные в отчете полки вагонного типа в несколько этажей не были на самом деле никакими полками.

Остатки сооружения лагеря для военопленных
Остатки сооружения лагеря для военопленных

Единственным местом, на котором можно было лежать, была доска, проходящая из одного конца барака в другой. Такие доски располагались друг над другом в 2 или 3 этажа.

На приеме у врача, фото сделано не в пос. Исток, кон. 1940-х гг., нач. 1950-х гг. [1]
На приеме у врача, фото сделано не в пос. Исток, кон. 1940-х гг., нач. 1950-х гг. [1]

Может, это было не только в Истоке, но и в любом другом лагере. Я вспоминаю, что однажды мы так тесно лежали, что могли повернуться только все разом. Если ночью кому-то надо было выйти. то после его возвращения его место было занято и ему приходилось расталкивать всех. Далее в отчете говорится, что военнопленные работали в совхозе «Исток», который находился от лагеря на расстоянии 3 км. Сам я не помню, чтобы мы там работали" [2].

В 1990-е годы на улице Таволжской был установлен памятник похороненным у поселка военнопленным.

Памятник военнопленным
Памятник военнопленным

На нашем канале читатель может ознакомиться с историей создания первого памятника военнопленным Урала у пос. Изоплит, также мы писали о 8 отделении лагеря № 476 у Каменных палаток.

Ссылки:

1) Суржикова Н. В., Иностранные военнопленные второй мировой войны на Среднем Урале : 1942-1956 гг. Екатеринбург: [Гуманитарный университет], 2006.

2) Pechman J. Dawai, dawai! Meine kriegsgefangenshaft in Ural 2 Mai 1945 – 17 Dezember 1947 // Суржикова Н. В. Иностранные военнопленные Второй мировой войны на Среднем Урале (1942-1956). Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2006. С. 360-365.

3) Совхоз "Исток". Свердловск: СОГИ, 1941.