В этой заметке предлагаем Вашему вниманию интересные мемуары Й. Пехмана, посвящённые быту военнопленных немцев в пос. Исток.
Как указывает исследователь Н.В. Суржикова, с 1945 года в пос. Исток было сформировано отделение лагеря № 314. Управление этого лагеря располагалось в Нижне-Исетске [1]. Отделения этого лагеря дислоцировались также на ст. Шарташ, в пос. Елизавет, Уктус, в Малом Истоке и других местах. Просуществовал лагерь и его отделения до 1949 года, до амнистии.
Й. Пехман побывал в отделении лагеря в пос. Исток с 1 октября по 27 ноября 1945 г. Он вспоминает: "Путь в новый лагерь мы прокладывали пешком, это было не так далеко (как я отмечал в своих заметках). 30 сентября мы были еще в лагере Калиновка, а 1 октября уже в Истоке. Я едва вспоминаю условия в этом лагере, но я ясно помню (и Людвиг Шуттинг подтверждает это в своем письме от 11 февраля 1948) то, что наше меню на протяжении 6 недель состояло из кукурузы и хлеба: 3 раза в день мы ели суп из кукурузы, да еще 1 раз была кукурузная каша (это тот же самый суп, только погуще) и 600 г хлеба. Некоторые не могли переносить этот суп изо дня в день и страдали от поноса и аллергии. Мне, жителю Штирии, это было привычно. Когда я был ребенком, то 2 раза в день, утром и вечером, ел такую кашу, и здесь, в лагере, мне ничего не стоило есть суп и кашу.
В Истоке офицеры сначала считались привилегированным классом. Им не нужно было работать, у них было хорошее питание: белый хлеб, масло. Они имели право голоса, их часто назначали бригадирами, и они водили нас на работу. - Пишет бывший военнопленный. - Именно в этом лагере произошел случай с начальником финансовой службы, о котором я уже упоминал и который страдал от поноса по дороге в Россию.
Между тем, спустя какое-то время, он поправился, вошел в роль большого начальника и был нашим надсмотрщиком, но однажды этому пришел конец. За одну ночь все изменилось: у офицеров отобрали знаки, определяющие их чин, теперь они должны были работать, как и мы, и получали питание, как и мы. Позднее многие из них стали настоящими личностями, и мы выбирали их как старост в бараке, как доверенных лиц.
Хотя я с трудом припоминаю детали того, что произошло в этом лагере, но на сегодня я располагаю достаточными сведениями об Истоке: от профессора доктора С.Карнера, а также от коллеги А. Заворотного в мае 1994 года я получил копию плана вместе с характеристикой. Такие сведения предоставлялись 2 раза в год: 15 января и 15 июля в ГУПВИ (Главное управление по делам военнопленных и интернированных). Предоставленные в мое распоряжение сведения были датированы 10 августа 1946 г., то есть через год после моего пребывания в том лагере. Но, насколько я был знаком с условиями, тогда вряд ли что-то могло измениться.
Отделение лагеря находилось у совхоза «Исток» Министерства внутренних дел близ Арамиля (Свердловская область), который находился в 6 км от железнодорожной станции Кольцово. Позднее представитель Бундестага Петер Рецер привез для меня с Урала план города Свердловска с окрестностями, все названные мною в воспоминаниях местности я могу точно показать на карте.
Допустимая вместимость лагеря в Истоке составляла, согласно этим сведениям, 700, в крайнем случае 900 человек. Но пленных в августе 1946 года было 1 558 чел. Они размешались в деревянных домах на 300 человек и в бараках на 380 человек. Не требуется много фантазии, чтобы представить себе эти жилищные условия. Названные в отчете полки вагонного типа в несколько этажей не были на самом деле никакими полками.
Единственным местом, на котором можно было лежать, была доска, проходящая из одного конца барака в другой. Такие доски располагались друг над другом в 2 или 3 этажа.
Может, это было не только в Истоке, но и в любом другом лагере. Я вспоминаю, что однажды мы так тесно лежали, что могли повернуться только все разом. Если ночью кому-то надо было выйти. то после его возвращения его место было занято и ему приходилось расталкивать всех. Далее в отчете говорится, что военнопленные работали в совхозе «Исток», который находился от лагеря на расстоянии 3 км. Сам я не помню, чтобы мы там работали" [2].
В 1990-е годы на улице Таволжской был установлен памятник похороненным у поселка военнопленным.
На нашем канале читатель может ознакомиться с историей создания первого памятника военнопленным Урала у пос. Изоплит, также мы писали о 8 отделении лагеря № 476 у Каменных палаток.
Ссылки:
1) Суржикова Н. В., Иностранные военнопленные второй мировой войны на Среднем Урале : 1942-1956 гг. Екатеринбург: [Гуманитарный университет], 2006.
2) Pechman J. Dawai, dawai! Meine kriegsgefangenshaft in Ural 2 Mai 1945 – 17 Dezember 1947 // Суржикова Н. В. Иностранные военнопленные Второй мировой войны на Среднем Урале (1942-1956). Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2006. С. 360-365.
3) Совхоз "Исток". Свердловск: СОГИ, 1941.