Найти тему
Аббревиатор

Вы не элита и мыслите клипами

Оглавление

Общества разделились на кучку самовлюблённых выдающихся личностей, составляющих элиту, и прочую толпу. Личности правят, красуются, поучают, а чернь обречена на серые будни, ширпотреб и фастфуд. Пропасть между ними растёт, они начинают различаться даже способом мышления. Как?!

Изображение OpenClipart-Vectors с сайта Pixabay
Изображение OpenClipart-Vectors с сайта Pixabay

Купите квартиру, смените шмотки, подберите макияж, но как говорят: «можно жену вывезти из деревни, а деревню из жены – нет».

Изображение OpenClipart-Vectors с сайта Pixabay
Изображение OpenClipart-Vectors с сайта Pixabay

Формат мыслей, интересов, образов сразу выдаёт малообразованного человека низкого звания. А элита с каждым годом всё дальше и выше от народа. Раньше мы ходили в одни школы, одни вузы (те, кто добирался до вуза), служили, бывало, в одной армии.

Если вы из того поколения, то кем бы вы ни были, но ещё можете в достаточно близком кругу найти того, кто был лично знаком с самим Путиным, Медведевым и т.д.

С молодыми, живущими сегодня их будущими преемниками вы можете познакомиться лишь через витрины, в которых они иногда себя выставляют – обложки, картинки, заметки. Шансов узнать их живьём намного меньше. Создаётся ощущение, что нынешнее поколение с пелёнок растёт в условиях сегрегации.

Элита и народ отправляет своих детей в разные ясли, детские сады, школы и вузы. Одни заканчивают Кембриджи с Оксфордами, а другие – муховшинский государственный отраслевой университет.

Изображение Mudassar Iqbal с сайта Pixabay
Изображение Mudassar Iqbal с сайта Pixabay

Одни после получения образования идут на завод, а другие – в топ-менеджмент транснациональных компаний. Нам всё труднее повстречаться.

Но в чём наши различия? Как человеку из народа стать элитой?

И захочет ли он?

«Народ имеет то правительство, которого заслуживает». Человек имеет то состояние, к которому в действительности стремится.

Вам кажется, что вы хотите быть утончённым, элитарным эстетом, но вам не придёт в голову отказаться от объёмной тарелочки макарон с соусом из копчёной шейки, сливок и чеснока, издающими умопомрачительный пряный запах и искрящимися в брызгах света капельками жира.

Помню, меня охватило лютая оторопь, когда в дорогом ресторане принесли пельмени с креветками – на широченной тарелище три пельменя и в каждом – по небольшой креветке. Это – ужин?!

Ну, уж нет! Домашние пельмени должны быть с горкой на широком блюде, когда одна партия сменяет только что разложенную, а следующая уже готовится к варке. И всё это должно быть сочным, смачным и сытным.

А книги? – Вы любите читать книги? – Вы любите читать толстые скучные фолианты с долгими и нудными философскими отступлениями?

Или лучше посмотрим живой современный блокбастер, где крутой герой снова спасает мир от наших соотечественников?

Если уж хочется читать – то таблоиды! Если просвещаться – то через Дзен!

Раз вы читаете эту заметку – она про вас.

Она про вас, потому что иначе бы вы не оказались в это время в этом месте и не впитывали в себя клипы информации.

Характеристикой современного человека становится клиповое мышление. Исследователи и наблюдатели ещё спорят, - хорошо это или плохо. Клиповому мышлению дано много образных и абстрагированных определений:

-4
  • быстрое, поверхностное и фрагментарное восприятие информации, идеальным носителем которой является яркий видеоклип, суммирующий необязательно созвучные картинки и сюжеты;
  • мышление, ориентированное на сиюминутное, поверхностное восприятие фрагментарно мелькающей информации;
  • способ мышления, характеризуемый нарушением алгоритмов целостного восприятия действительности, низкой концентрацией внимания и ослабленными аналитическими способностями, выражаемый обрывочными и необязательно законченными мыслями;
  • условное мышление, которое позволяет человеку обрабатывать контент лишь фиксированной длины, а не семиотические структуры произвольной сложности;
  • способность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов.

Если многословность этих определений отсеяла вас из читающей аудитории, оттого что «очень интересно, но ни фига непонятно», то оно вам и не надо, потому что «пить боржоми уже поздно».

Для остальных отметим, что спор идёт как бы по поводу того: это мышление или нет, а ещё: «клиповое мышление» – это деформация (дефект) сознания или способность.

Историю клипового мышления одни ведут с девяностых годов прошлого века, другие – с шестидесятых, третьи – чуть ли не со времён основания цивилизации. Активно цитируются сегодня: Ф.И. Гиренок, Э.Тоффлер, Г.М.Маклюэн, В. М. Букатов, К. Г. Фрумкин. Тема животрепещущая, но воспринимаемая довольно путано.

Предположим, что клиповое мышление появилось достаточно давно. Это вытекает из его определения как способности. Это именно способность, которая присуща человеку изначально, но она в определенных условиях развивается в ущерб другим. Хотя это необязательно.

Например, в истории сохранились упоминания о мальчике без образования из бедной семьи Антонио де Марко Маглиабечи от XVII века. Он был учеником продавца продуктов, и по слухам, с интересом разглядывал страницы книг, в которые заворачивались продукты (сразу оговариваюсь, что меня немного озадачивает вопрос, откуда в то время было такое количество ненужных страниц книг, что их начали использовать в качестве упаковки). Но современниками отмечалось, что в дальнейшем Антонио читал, понимал и запоминал тома книг с огромной скоростью, к середине жизни стал библиотекарем одного из Медичи, а к концу жизни знал чуть ли не наизусть все прочитанные им книги, а их насчитывались десятки тысяч томов. А всё начиналось с обрывков страниц!

В сегодняшней литературе клиповое мышление часто противопоставляют традиционному, концептуальному, целостному, последовательному, логическому – объявляя его не совсем полноценным. Особенно эта тема бурно обсуждается среди педагогов. Вся сложившаяся к настоящему времени система обучения выстраивалась на другой базе и очень неохотно перестраивается.

Современные исследователи проявляют обеспокоенность, что клиповое мышление подвигает к умственной неполноценности, влечёт неспособность к глубокому анализу и решению сложных профессиональных задач, к ослаблению ответственности и способности к сопереживанию, говорит профессор Р. Грановская в заметке с самодостаточным названием: «Люди с клиповым мышлением элитой не станут». Литературы на этот счёт более чем достаточно.

Дальше – больше: "Кто победит в войне? Те, у кого не клиповое сознание. Вот встретятся в распре люди с клипами и люди с верой и, конечно, победят последние". – Ой, ли?!

А вопрос ответственности – вообще особый. Человек, существующий вспышками сознания - клипами, при новой вспышке не несёт ответственности за предыдущую и не интересуется судьбой того, что уже промелькнуло. Но разве это стало проявляться в человеческом поведении только сейчас?

Невинный, очнувшийся в смрадной тюрьме, судьёй обречённый на муки,
Зря тщится постигнуть причины в уме ему поднесённой науки –
Так все мы находим наутро тела с наследием чуждых событий,
Из памяти в мозг загружая дела вменяемых кровопролитий.

Или более известные строчки:

Ой, где был я вчера — не найду, хоть убей!…

надеюсь цитировать дальше и приводить автора не обязательно, но на всякий случай, это В.Высоцкий - ассоциативно припомнилось.

Я пьяный был в дым и крушил всё вчера?

Возможно. Но что вы хотите с утра?

За что вы меня попрекаете им? –

Ведь я же сегодня проснулся другим!

Эти вспышки, отрывки, фрагменты и клипы существовали в сознании всегда, но в настоящее время они формируется целенаправленно - в соответствии с условиями современной клиповой культуры, оккупировавшей все средства массовой коммуникации.

Вы усаживаетесь посмотреть любимый сериал или новости, но в контекст повествования врывается непрошенная реклама: от памперсов и сникерсов до прокладок и презервативов. Между сюжетами нет никакой концептуальной логики.

В вас внедряется элемент бессвязности.

Целостность подсознания нарушается. Вас против вашей воли делают специфически мыслящим (дебилом). И не нужно никакой чипизации. Вы уже зазомбированы!

В результате новое поколение, так называемые «люди экрана», обладают визуальным, быстрым, но поверхностным клиповым мышлением с языковым минимализмом и речевой бедностью, рассеянностью, гиперактивностью и дефицитом внимания. Искусственный интеллект не ждёт от них особого красноречия, которым сам не обладает.

Вместе с тем безо всяких предупреждений производится рассогласование конкретного и абстрактного мышления. Нарушается связь полушарий.

При этом сюжет фильма – сам является составленным из клипов, но из клипов последовательного повествования.

В распространении клипового мышления винят время и технологии. Они не при чём. Даже определения альтернатив клиповому мышлению в виде концептуального и традиционного, последовательного и логического - выглядят весьма сомнительно. Было ли «традиционным» мышление монгольского кочевника или русского крестьянина? Почему перелистывание клипов обязательно должно противоречить логике или быть непоследовательным.

В действиях мыслящего существа всегда есть концепция, логика и последовательность. Но они индивидуальны.

Человечество любит придумывать шаблоны и стереотипы. Так проще. Есть некий образ «женской логики», есть представление о «национальных системах мышления». Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что различия между ними в привязке к социальным, национальным или гендерным категориям отражают стереотипы самого исследователя, а не действительные отличия. А «традиционность» для мыслительных процессов и вовсе негодная характеристика, если только мы не говорим о косности мышления, о неготовности человека к развитию и обновлению.

Собственно одним из первых образцов материала для массового клипового мышления являются обычные газеты. Но если пренебречь широко известным советом профессора Преображенского: «Не читайте советских газет перед обедом… Никаких не читайте», то всерьёз газеты в развитии «неправильного мышления» не обвиняли. Образованные люди читали газеты, но не утрачивали последовательность мышления. Есть даже мнение, что мозаичное устройство храмов из отдельных образов также несёт признаки клипового мышления.

В некотором роде в качестве синонима клиповому мышлению упоминается более редкое сегодня, но с долгой историей понятие «синкретизм» (от греч. synkretismos – соединение) сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу. Особенно широко использовался в позднюю эпоху античности при смешении религий. В 16 в. синкретистами называли философов, которые пытались занимать промежуточное положение между учениями Платона и Аристотеля. Вон оно как! Люди с клиповым мышлением пытались соединить учения Платона и Аристотеля!

Да. Клиповое мышление стало бросаться в глаза в эпоху современных технологий поскольку: ускоряется информационный поток, он приобретает формат многоканальности, параллельности, полифоничности и волюнтаризма.

Мне «повезло». В школьные и ранние студенческие годы предлагался один учебник (максимум - два-три) по каждому предмету и они были непротиворечивы. В учебнике прописывались абсолютные истины. Дальше существовала дополнительная литература, которая при желании развешивалась (нанизывалась) на ветви разделов и параграфов учебников.

Сегодня же, я сам, рекомендуя литературу, оговариваюсь, что в этом учебнике, например, не удачно освещены такие вопросы, а в этом – эдакие. Но – подчёркиваю при этом – это моё мнение. И авторы учебников в описаниях своих взглядов/теорий всё чаще оговаривают их субъективный характер.

У образованного человека в итоге не оказывается никакой «правильной позиции» ни по какому вопросу. Он, дескать, должен выработать её сам. А как он может выработать её, если учившие его педагоги воздерживались от категорических оценок правильности и всё время оговаривались, что правильным может быть и то, и это.

Ускорение жизни, смена картинок перед глазами в интернет-пространстве не поощряют формирование длинных мыслей. Но на примере итальянского мальчика мы увидели, что смена картинок была возможна и до интернета. И на этом примере мы видим, как из клипового мышления, сформированного на обрывках информации, возникает мощный интеллект человека, с которым не прочь были поддерживать отношения лучшие учёные мужи Европы.

Вернёмся к переживаниям педагогов. Ученики изменились. Они поглощают самостоятельно больше информации, чем им способен предоставить учитель (наставник, педагог). При этом формат предоставляемой им информации на основе школьных и академических программ ими не усваивается в силу своей монотонности. Но можно ли из этого делать вывод, что поколение обладателей клипового мышления ущербно.

Ни в коем случае!

Возможно, то, что называют клиповым мышлением характеризуется в первую очередь не клипами, а чем-то другим, и это в основе не физиологический процесс, а сознательный выбор.

Вдруг мы ещё не лишились шанса стать элитой?

Но об этом мы можем поговорить дополнительно, если тема покажется вам интересной.