Вышедший 11 августа 1973 года телесериал «Семнадцать мгновений весны» быстро обрёл всенародную любовь. Повторный показ прошёл всего через 3 месяца и телевидение неоднократно показывало сериал в течение 70-х — 80-х годов. Все 12 серий, снятых Татьяной Лиозновой по сценарию Юлиана Семёнова смотрелись на одном дыхании. Но была у популярности и тёмная сторона.
Нацизм с человеческим лицом
Едва ли не впервые со времён Великой отечественной войны гитлеровские нацисты были показаны не как тупые злобные твари, а умный, хитрый противник, обладающий собственной правотой. На главные роли были приглашены обаятельные актёры — Леонид Броневой, Олег Табаков, Василий Лановой, Вячеслав Тихонов. Есть легенда, что Табаков, игравший в сериале бригаденфюрера СС Вальтера Шелленберга, получил благодарственное письмо от его потомков за изображение «дядюшки Вальтера». Сам Табаков любил с удовольствием рассказывать об этом. Историки отмечают, что в реальности Шелленберг не был так подтянут и обаятелен — форма на нём висела мешком.
Никаких особых зверств гитлеровцев на экране не было, кроме эпизодов с держанием младенца радистки Кэт перед открытым окном или окровавленного человека, которого волокли гестаповцы в момент встречи Штирлица с пастором Шлагом в тюрьме, куда первый приехал забирать второго.
Эффект усиливала стильная чёрная форма, которую в реальности не носили уже с 1939 года, отмечает историк Константин Залесский. Но фильм был чёрно-белым, и форма серого цвета смотрелась бы невыигрышно.
Вячеслав Тихонов сделал так, что зритель сочувствовал, как минимум, человеку в нацистской форме, хотя бы и нашему разведчику. То, что Штирлиц — советский чекист, оставалось на втором плане сознания, а эмоции были первичны.
Гламуризация нацизма