Найти тему
Хорошие Новости

Иркутские ученые разрабатывают новый беспилотник «Летяга»

Оглавление

Одна из главных задач нацпроекта "Наука" - сделать так, чтобы научные исследования в России находили свое практическое применение. Доцент, руководитель кафедры самолетостроения и эксплуатации авиационной техники Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) Игорь Бобарика и его команда летом 2020 года приступили к разработке необычного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) модульной тонкостенной конструкции, по своему силуэту напоминающего белку-летягу. Бобарика рассказал порталу "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС, о процессе создания устройства и о том, как оно может помочь в поиске людей и освоении труднодоступных территорий.

Начали с дроножабля

Команда проекта состоит из студентов, аспирантов, преподавателей ИРНИТУ и привлеченных специалистов.

"Мы привлекаем к работе наиболее талантливых ребят, которые в результате получают компетенции и навыки, выходящие далеко за рамки установленной образовательной программы. То есть мы преследуем здесь цель комплексного кадрового развития. Кроме того, мы открыты к приему новых членов в команду разработчиков проекта", - говорит Бобарика.

К разработке "Летяги" его создателей подтолкнул их предыдущий проект - "Дроножабль". Это гибрид дрона, катамарана и дирижабля с композиционным крылом и гелиевыми баллонами. Ему не нужен аэродром, и он может выполнять вертикальный взлет и посадку. Управляется аппарат дистанционно и может длительное время летать на низких скоростях.

"К проекту "Дроножабль" мы подходили с нуля, на тот момент мы не умели работать с композиционными материалами, изготавливать из них детали. Но, организовав совместную работу нашей лаборатории "Моделирования по аэродинамике, конструкции и прочности" с профильной лабораторией "Обработки, ремонта и диагностики композиционных материалов" нашего университета, мы смогли оперативно научиться работать с композиционными материалами и применили полученные знания для постройки летательного аппарата. Поняли, что у нас это получается, почувствовали в себе силу и уверенность и начали двигаться дальше к уже более осмысленному с технологической точки зрения проекту. Им и стала "Летяга"", - рассказывает Бобарика.

Владимир Смирнов/ТАСС
Владимир Смирнов/ТАСС

В новом проекте команда разработчиков учла все недостатки его предшественника и требования рынка, в частности по грузоподъемности аппарата, чтобы создаваемый беспилотник больше соответствовал запросам потенциальных заказчиков и подходил для выполнения конкретных задач.

Белка-летяга

Внешне разрабатываемый беспилотник похож на белку-летягу. Часть конструкции аппарата напоминает перепонки этого животного, что дает ему интересный технологический козырь. За счет такого силуэта увеличивается площадь контакта поверхности, создающей подъемную силу аппарата и внутренние объемы аппарата. В результате "Летяга" может перевозить более габаритные, неделимые грузы в грузовом отсеке, то есть внутри аппарата, что не под силу многим другим летательным аппаратам такого же класса. Это позволяет увеличить время полета и расширить перечень задач, которые можно решать с помощью нового БПЛА.

"Я вдохновился природой, меня заинтересовала возможность создания аппарата с такой распластанной плоскостью, чем-то напоминающего белку-летягу, которая, растопырив все свои перепонки, перелетает с ветки на ветку", - поясняет Бобарика.

Сейчас уже готова цифровая модель аппарата. Предполагается, что вес "Летяги" составит 9 кг, а размах крыла - 2400 м. Используя дополнительный аккумулятор, время полета беспилотника можно увеличить с 90 до 120 минут. На борт "Летяги" можно поднять до 2,5 кг целевой нагрузки.

На данный момент команда разработчиков занимается подготовкой создания физического прототипа и патентует аппарат.

"Этот проект у нас уже есть в компьютере, сейчас мы прорабатываем вопросы изготовления оснастки для производства прототипа, который мы и будем подвергать различным испытаниям на подтверждение характеристик", - рассказывает доцент ИРНИТУ. Он надеется, что, если снова не будет введен режим жесткой самоизоляции, разработчикам удастся максимально быстро сделать так, чтобы проект вышел на стадию проведения физических испытаний.

Презентация проекта губернатору Иркутской области Игорю КобзевуПресс-служба Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ)
Презентация проекта губернатору Иркутской области Игорю КобзевуПресс-служба Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ)

Поисковые миссии и геологоразведка

Разработчики уверены, что поле для деятельности аппаратов данного класса и типа конструкции весьма широко. Это мониторинг сельскохозяйственных участков и различных техногенных объектов, например трубопроводов, поисковые миссии, геологоразведка, картирование местности, доставка грузов, аэрофотосъемка массовых мероприятий, использование аппарата в качестве средства связи и многое другое.

"Наша необъятная Родина с необходимостью освоения арктических территорий, обеспечения взаимосвязанности труднодоступных районов действительно нуждается в подобных аппаратах. Это подтверждено исследованиями и рынком", - говорит Бобарика.

Среди преимуществ "Летяги" он также назвал ее универсальность для использования различных целевых нагрузок, что позволяет решать несколько задач у одного заказчика. Кроме того, на сегодняшний день на российском рынке такие устройства в основном представлены зарубежными разработками, и развитие отечественных проектов позволит успешно идти по пути импортозамещения.

Когда прототип беспилотника подтвердит свои характеристики и будет представлен широкой аудитории, его разработчики планируют партнерство с промышленными предприятиями и инвесторами. У аппарата уже есть и потенциальные заказчики, однако Бобарика их пока не раскрывает.