Такая обычная модель получения знаний в других странах стала абсолютно новой и спорной для России. Некоторые возмущаются и отказываются мириться с ней, другие же охотно ее принимают. В чем же причина такого резонанса? Дистанционное обучение - развитие или деградация? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.
Почему именно в России такое неоднозначное отношение к дистанту?
Начать следует с того, что такой способ обучения не использовался в общеобразовательных школах и государственных вузах нашей страны до марта месяца. Люди не были готовы к онлайн-занятиям, да еще и в таком объеме. К новым явлениям нужно сначала привыкнуть. Однако и здесь возникает трудность: привыкать не особо хотят. Ведь это нужно перестраиваться от традиционных занятий в кабинетах до обучения на диване перед экраном компьютера или телефона. В теории это кажется довольно простым, но на практике все сложнее.
Какие недостатки есть у дистанционного обучения?
Во-первых, это полная неподготовленность преподавателей работать в онлайн-формате. В их планах не прописано, как вести уроки в зуме или как вообще пользоваться компьютером. Отсюда возникает полная неразбериха.
Во-вторых, сами ученики не привыкли получать знания в таком формате. Дистанционное обучение требует от них самодисциплины и способности к самообучению. Ребята, привыкшие витать в облаках на уроках и делать раз через раз домашнее задание, не ожидали работы в полном объеме.
В-третьих, родители учеников не хотят тратить свое драгоценное время еще и на уроки детей. Не приучив своих чад к самостоятельности, горе-матери и отцы бьют сейчас тревогу. Речь сейчас не об учениках 1-4 класса, а о детях постарше. В чем проблема записать классную работу и сделать домашнее задание? Ее нет, а есть просто лень.
Все же главный минус дистанта - это отсутствие практики. Многие профессии невозможно освоить через экран (инженеры, врачи и т.д). С ним наравне находится нехватка окружения. Человек - существо социальное, а без социума он, как минимум, грустит. А, и, конечно же, ГЛАВНЕЙШИЙ НЕДОСТАТОК - дети так много сидят перед компьютером в день!!! Аж целых 5 часов вместо привычных 4,5.
А достоинства у онлайн-обучения вообще есть?
Конечно же. Ученики не тратят свое время на сборы и дорогу. У некоторых все это может занимать около 2х и больше часов. А время, вообще-то, самое дорогое, что есть на свете. Дистанционное обучение дает возможность самым стеснительным ученикам проявить себя. В микрофон сказать гораздо проще, чем дать ответ в классе, где на тебя смотрят еще 20 и более человек. С помощью онлайн-обучения можно улучшить свою успеваемость, так как атмосфера дома не так напрягает, как кабинет или аудитория.
Качественно ли дистанционное образование?
Здесь сразу возникает встречный вопрос, а качественно ли очное? Если преподаватель плохо объясняет материал в зуме/скайпе, то где гарантии, что в классе он делает это лучше? Может стоит задуматься о профессионализме самого учителя? Или фраза "мой ребенок ничего не понимает на этой дистанционке!". Опять вопрос, а в школе он все понимает? Старается ли он разобраться в материале или просто ничего не делает и жалуется? Как мы знаем, в школах и вузах большинство ребят сидят в телефонах и вообще не вникают в слова преподавателя. Своими жалобами на онлайн-образование ученики оправдывают собственную лень и нежелание что-либо делать.
Все-таки, регресс или прогресс?
Мы видим, что минусов у дистанционного обучения больше плюсов. Но их можно постепенно убирать. Вскоре преподаватели перестроят свою традиционную подачу материала на новую, а ученики не будут ей уже противиться. Если все будут иметь необходимое для онлайн-занятий (компьютер с камерой и нормальным микрофоном, к примеру), если все будут сидеть с включенной камерой и записывать материал (а не спать), то, может быть, дистанционка станет прогрессом. Этих "если" много, потому пока, к сожалению, онлайн-обучение не способствует развитию.