Найти тему
Кинокружок Курилова

Постсоветские фильмы ужасов (ч.3). Украинский психоз и демоны в Бресте

Оглавление
Дяденька угадывает жанр украинского фильма.  Кадр из к/ф «Делириум».
Дяденька угадывает жанр украинского фильма. Кадр из к/ф «Делириум».

Продолжаю делиться впечатлениями от хорроров, снятых в бывших республиках СССР. Искать эти работы порой непросто. Но результат поисков может вас порадовать. особенно, если вам по душе «независимые» и авторские ужастики.

«Делириум». Мути больше, чем жути

Украинский «Делириум» (2013), снятый с участием чехов, полноценным хоррором назвать сложно, скорее ближе слово «делирий», вынесенное в название. Кино довольно мутное во всех смыслах и психопатологическое.

"Успокаивающее место..." Что верно, то верно. Этот фильм не нервирует, а скорее расслабляет.  Но тут как с музыкой – как повезет, дело вкуса. Кадр из к/ф «Делириум».
"Успокаивающее место..." Что верно, то верно. Этот фильм не нервирует, а скорее расслабляет. Но тут как с музыкой – как повезет, дело вкуса. Кадр из к/ф «Делириум».

Это история психиатра, который приезжает в старый особняк по просьбе живущей здесь семьи чтобы помочь пожилому отцу семейства, который помешан на развешивании в саду веревок и создании петель. Немая дочь этого господина тоже странная: постоянно мотает на палец нитки.

Разгадывая загадку с петлями, психиатр и сам попадает в некую петлю пространства и времени, запутываясь в окружающей реальности, начиная историю заново и не понимая толком, кто тут врач, а кто пациент...

Герой попал в петлю и приходит в этот дом снова и снова. Кадр из к/ф «Делириум».
Герой попал в петлю и приходит в этот дом снова и снова. Кадр из к/ф «Делириум».

Такое даже в мейнстриме порой оказывается сложным для восприятия, но когда режиссер начинает арт-хаусные чудачества, совсем тяжело. Не факт, что вы разгадаете загадки сценариста и режиссера Игоря Подольчака, но насладиться нездоровой психоделической атмосферой сможете.

Может быть, вам даже понравится художественная муть. Авторы гордятся использованием шифт-объектива в большей части съемок. Благодаря этой примочке кадр постоянно местами оказывается размытым, предполагается, что это круто. Скорее терпимо, если привыкнуть.

«Полупроводник v 1.1»
мамблгор и стрим-хоррор на рельсах

Сначала – веселая прогулка по брестскому музею поездов. К/ф «Полупроводник v 1.1».
Сначала – веселая прогулка по брестскому музею поездов. К/ф «Полупроводник v 1.1».

Главная героиня фильма «Полупроводник v 1.1» (2018) Аня Кадет влюблена в паровозы, готовится к работе в депо и ведет ж/д-видеоблог. Живет девушка в Бресте, где есть шикарный Музей железнодорожной техники. Аня устроит нам интересную экскурсию по музею, пока не началась вся мистика. Фильм – череда стримов Ани в ютуб-канал, который из железнодорожного постепенно превращается в оккультный.

Аня Кадет и Кулебякин могут часами болтать о поездах. К/ф «Полупроводник v 1.1».
Аня Кадет и Кулебякин могут часами болтать о поездах. К/ф «Полупроводник v 1.1».

Гуляя по железке, Аня встречает странного мужика Кулебякина, похожего на спившегося стройотрядовца в вывернутом наизнанку пиджаке с советскими значками. Он оказывается знатоком паранормального и приглашает девушку погулять по заброшенному ночному цеху... После этого стрима подписчики матерят блогершу за постановку с летающим телефоном, но Ане не до смеха. Похоже, за ней увязался демон, жить с каждым днем все труднее, и никто не верит. Кроме Кулебякина.

Иногда нечисть сама снимает на анин мобильник. Кадр из к/ф «Полупроводник v 1.1».
Иногда нечисть сама снимает на анин мобильник. Кадр из к/ф «Полупроводник v 1.1».

«Полупроводник v 1.1» – новое кино инди-тандема из Бреста – Виктора Лебедева и Анны Дэн, в 2017 году снявших фильм «Пёс» по Лавкрафту. Лебедев тут и режиссер, и исполнитель роли колдуна Кулебякина. Анна играет протагонистку и снимает (фильм же стилизован под видеоблог).

Тут недостаточно термина «найденная пленка» (found footage), и понятие «десктоп-хоррор» не совсем точное (героиня же не за столом с мышкой и клавиатурой, как герои фильмов Бекмамбетова). Скорее правильно говорить о «стрим-хорроре». Кроме живой картинки эфиров главной героини в разных локациях мы получим на экране отклик от ее зрителей в виде комментариев – сначала доброжелательных, а потом все более циничных и похабных (реакция на самые страшные моменты действия).

Ночной стрим. Кадр из к/ф «Полупроводник v 1.1».
Ночной стрим. Кадр из к/ф «Полупроводник v 1.1».

Не так страшно, как «Паранормальное явление», и Аня не доходит до уровня «Одержимости Майкла Кинга», но это очень симпатичный, толковый и душевный инди-хоррор. Кроме указанных жанровых признаков на его харизму работает мамблгор: персонажи многословно болтают о ерунде, жуткое преподносится впроброс, между прочим. Или вообще не возникает, оставляя нас с одним саспенсом. И это не скучно.

В отличие от классической «найденной пленки» в стрим-хорроре страдания героя видят сотни людей. Но никто не верит. И никто не поможет. К/ф «Полупроводник v 1.1».
В отличие от классической «найденной пленки» в стрим-хорроре страдания героя видят сотни людей. Но никто не верит. И никто не поможет. К/ф «Полупроводник v 1.1».

Еще один компонент качества – работа актрисы Анны Дэн, не менее задорная, чем роль Мануэлы Веласкес в «Репортаже». Ее героиня – умница, ее приятно слушать. В мире много хорроров про тупых никчемных блогеров. Аня Кадет не из их числа, это действительно хороший и талантливый человек, которому можно сопереживать и ради которого стоит смотреть фильм до последней секунды (и это важно).
Фильмы ужасов из постсоветских стран. Белорусский «Сашин ад»
Фильмы ужасов из постсоветских стран (ч.2). Беларусь и Казахстан