Найти в Дзене
Любимые мультики

Такие «незнакомые» знакомые герои любимых мультиков

Как менялись образы всем известных персонажей
При очередном просмотре любимого мультфильма или при чтении сказок мы не задумываемся о привычном для нас образе главных героев. Буратино, Чебурашка, Бармалей - мы представляем себе этих персонажей такими, какими они выглядят на экране или на книжной иллюстрации. Мы привыкли к ним и даже не сомневаемся, что они выглядят именно так и никак иначе.
Оглавление

Как менялись образы всем известных персонажей

При очередном просмотре любимого мультфильма или при чтении сказок мы не задумываемся о привычном для нас образе главных героев. Буратино, Чебурашка, Бармалей - мы представляем себе этих персонажей такими, какими они выглядят на экране или на книжной иллюстрации. Мы привыкли к ним и даже не сомневаемся, что они выглядят именно так и никак иначе – такими их придумал автор, такими они и должны быть.

На самом же деле все гораздо сложнее. Зачастую бывает так, что в книге или мультсценарии герой прописан довольно слабо и поверхностно. И вот тогда за дело берутся художники, которые додумывают, вырисовывают и создают именно те образы персонажей, которые потом «идут в народ» и становятся «лицом» героев сказок и мультфильмов. Для подтверждения слов хотелось бы привести несколько примеров, которые как нельзя лучше подтверждают степень значимости работы художников-иллюстраторов, мультипликаторов и прорисовщиков.

Картина первая «Кто вы, странный незнакомец?»

Какую ассоциацию у вас вызывает вот эта картинка?

Мурзилка Анны Хвольсен. Яндекс картинки
Мурзилка Анны Хвольсен. Яндекс картинки

По-вашему, это именитый английский лорд или какой-нибудь Мистер-Твистер в цилиндре? А вот и нет! Это… Мурзилка! Да-да, ведь в своей книжке «Приключения лесных человечков» русская писательница Анна Хвольсон описывала Мурзилку, как «человечка во фраке, с тросточкой и цилиндром».

Но такой строгий персонаж не пришелся по нраву детской читательской аудитории, а вот его звучное имя – Мурзилка – даже очень понравилось. Именно поэтому в 20-х годах стал выпускаться одноименный детский журнал, где Мурзилку изображали в виде… маленькой белой собачки, которая активно участвовала в разнообразных приключениях вместе со своим хозяином – мальчиком Петей.

Журнал "Мурзилка" 1924 г.  Яндекс картинки
Журнал "Мурзилка" 1924 г. Яндекс картинки

И лишь спустя годы художник Аминадав Каневский придумал культовый персонаж - желтое пушистое существо в берете, с шарфом и фотоаппаратом. Именно таким знают и любят Мурзилку все российские детишки.

Мурзилка. Яндекс картинки
Мурзилка. Яндекс картинки

Картина вторая. «История деревянного мальчишки»

Буратино. Образ Буратино впитан нами буквально с младенчества, и мы представляем его себе именно таким, каким многократно видели в мультфильмах, лимонадных этикетках и даже в кино («Приключения Буратино» Леонида Нечаева).

Но история этого деревянного человечка началась намного раньше, а именно с иллюстраций того самого Аминадава Каневского, который тщательно повторил описание Буратино, данное Алексеем Толстым. Изначально Буратино выглядел так

Буратино работы Аминадава Каневского. Яндекс картинки
Буратино работы Аминадава Каневского. Яндекс картинки

Безусловно, Каневский был великим детским художником, но Буратино у него не удался. А вот образ деревянного мальчишки, созданный Леонидом Владимирским в 1953 году в ходе работы над диафильмом «Золотой ключик» пришелся по вкусу общественности и прочно «прижился» в нашем сознании на долгие годы.

Буратино работы Леонида Владимирского. Яндекс картинки
Буратино работы Леонида Владимирского. Яндекс картинки

Как рассказывает сам Владимирский: «Я тогда был молодой и нахальный и сделал, как хотел. У Толстого Буратино носит белый колпачок из старого носка ("За горизонтом мелькнул белый колпачок Буратино"), но мне это показалось скучным, и я сделал колпачок полосатым – такие носки были одно время очень модны в Италии. У меня и курточка Буратино была не коричневой, а красной, штанишки – не зелеными, а черными и так далее».

Вскоре была выпущена книга с иллюстрациями Владимирского и пошло-поехало. Правда некоторые более именитые художники пытались отвоевать славу, но их попытки увенчались неудачами. Взять например талантливого художника Алфеевского. Вот его Буратино. Да разве ж это Буратино? Это пародия какая-то…

Буратино работы Валерия Алфеевского. Яндекс картинки
Буратино работы Валерия Алфеевского. Яндекс картинки

Даже сегодня маститые и опытные иллюстраторы берут за основу своих творений именно того, «владимирского» Буратино. Ведь полосатый красно-белый колпак и шорты стали визитной карточкой персонажа. Вот, например, одна из современных иллюстраций Михаила Скобелева.

Буратино работы Михаила Скобелева. Яндекс картинки
Буратино работы Михаила Скобелева. Яндекс картинки

Картина третья «Не узнаю вас в гриме»

Внимательно присмотритесь к очкатому толстяку справа.

Доктор Айболит Мстислав Добужинский. Яндекс картинки
Доктор Айболит Мстислав Добужинский. Яндекс картинки

Думаете это Буржуин? Как бы не так! Это всеми нами любимый и обожаемый Доктор Айболит. Да-да, именно таким в свое время и изобразил этого славного ветеринара известный художник Мстислав Добужинский.

Кстати, художник первым присвоил «беспощадному злодею» Бармалею статус Пирата. Ведь в первых книгах Чуковского Бармалей описывается только лишь как злодей и людоед, о пиратах нет и слова. И только потом, образ Бармалея, нарисованный Дорбужинским так пришелся по сердцу писателю, что он срочно придумал новую историю, где и объяснил пиратское происхождение Бармалея.

А мы с вами знаем Айболита и Бармалея вот такими, созданными на студии «Киевнаучфильм»

Доктор Айболит и Бармалей. Яндекс картинки
Доктор Айболит и Бармалей. Яндекс картинки

Картина четвертая «Чебуреки – есть, Чебоксары – есть, Чебурашки – нет…»

Начнем с того, что в книге Э.Успенского Чебурашка прописан как-то блекло и непонятно. О нем говорится только, что «Чебурашку сделали на игрушечной фабрике, но сделали так плохо, что невозможно было сказать, кто он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру. Глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост короткий и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат».

Поэтому, художники, вооружившись карандашом и кистью наперебой стали создавать образы этого непонятного существа. Правда, фантазия у них слегка подкачала. Вот, например, Чебурашка Валерия Алфеевского:

Чебурашка Валерия Алфеевского. Яндекс картинки
Чебурашка Валерия Алфеевского. Яндекс картинки

А это Геннадия Калиновского:

Чебурашка Геннадия Калиновского. Яндекс картинки
Чебурашка Геннадия Калиновского. Яндекс картинки

И только Леониду Шварцману удалось создать образ Чебурашки, не опираясь на описание Успенского. «Шварцманский» Чебурашка мигом «попал в зрителя» и сегодня представить этого персонажа иным просто невозможно.

Чебурашка Леонида Шварцмана. Яндекс картинки
Чебурашка Леонида Шварцмана. Яндекс картинки

Продолжение следует…