Добиться повышения по карьерной лестнице, занять кресло руководителя (отдела, департамента, дивизиона) – мечта большинства амбициозных сотрудников. Но, идя вверх по карьерной лестнице, сметая всё на своем пути, не каждый задумается над тем, что его ожидает на вершине успеха.
Мои родственники и друзья часто задавали вопрос: «Почему тебе не живется спокойно, зачем тебе эта карьера?». Какое-то время я сам не знал ответа на этот вопрос. Позже, когда пришло четкое понимание того, какой я хочу видеть свою жизнь в профессиональном плане, я с уверенностью мог ответить: для самореализации, иначе я не смогу простить себе, что упустил возможность попытаться.
Я до сих пор вспоминаю свою первую должность начальника юридического отдела с неким трепетом и чувством удовлетворения от достигнутой цели. Да, это было не легкое время: новая сфера, в которой пришлось разбираться «с нуля», обновление всего штата отдела, первые попытки понять как сформировать эффективную систему работы. Но это время стоило того!
Когда эмоции улеглись и работа постепенно наладилась, появилось чувство ответственности. Именно в то время актуальным для меня стало выражение:
ЧЕМ ВЫШЕ ДОЛЖНОСТЬ, ТЕМ ВЫШЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
К чувству ответственности за результат собственной работы прибавилась ответственность за сотрудников и за их результаты работы.
Если кто-то думает, что задача начальника отдела заключается только в делегировании полномочий, контроле исполнения и наказании нерадивых сотрудников, тот глубоко ошибается.
Любой руководитель имеет свой перечень обязанностей, который невозможно делегировать кому-то из сотрудников и за результат которых он единолично отвечает перед руководством и владельцами компании.
Среди таких обязанностей, в том числе:
- планирование;
- бюджетирование;
- аналитика и отчетность;
- взаимодействие с руководством других подразделений компании;
- решение категорично важных для владельцев компании вопросов, касающихся структуры владения и пр.
Решая поставленные руководством компании задачи, нельзя забывать и о взаимодействии с сотрудниками вверенного тебе в руководство отдела. Об этом я уже рассказывал в своей статье «Личное дело сотрудника. Что нужно знать руководителю?».
Плюсом ко всему: координация деятельности отдела, контроль исполнения поручений и, конечно, решение вопросов о мотивации и наказании сотрудников.
О том, как построить эффективную систему работы в отделе я частично описал в статье «Один в поле не воин. Распределение обязанностей в юротделе».
О системе мотивации и наказания сотрудников вы можете прочитать в статье «Кнут и пряник для юротдела».
Вспоминая множество фильмов про успешных юристов, которые решают наисложнейшие юридические вопросы, не заглядывая в папку с делом, целыми днями курят сигары и попивают виски, - плакать хочется. Но плакать не время! Нужно руководить!
(…и стремиться к «европейской» модели управления с виски и сигарами – прим.с истерической усмешкой)
«Держать руку на пульсе» событий в отделе, знать проблемные моменты во всех мелочах, быть единым целым со своими сотрудниками – то, без чего не состоится руководитель.
Не забывайте, что вы в ответе за тех, кого приняли на работу, поскольку за «промах» любого из сотрудников отвечать придется вам.
И, конечно, постоянно самосовершенствоваться, чтобы соответствовать ожиданиям руководства и не опускаться ниже планки, которую вы сами себе поставили. Здесь уже ваша личная ответственность перед самим собой.
ЧЕМ ВЫШЕ ВЗЛЕТАЕШЬ, ТЕМ БОЛЬНЕЕ ПАДАТЬ!
Да и, взлетев один раз, падать уже совсем не захочется.
Получается, что потакая своим амбициям, стремясь постоянно вверх по карьерной лестнице, вы должны полностью отдавать себе отчет в том, какую ответственность вы на себя принимаете, быть готовыми отвечать за всех и постоянно работать над собой, «держать марку», не давая повода руководству усомниться в вашей компетентности, как руководителя.
В ближайшее время поговорим о сексизме руководителей, о женской логике в юридическом отделе и о том, как заставить сотрудников работать сверхурочно.
С уважением, Ваш Директор по правовым вопросам!