Приключения друзей в волшебной стране
Одна из самых любимых детских сказок – «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова, по сути является вольным пересказом истории Френка Баума о приключении одной обычной девочки и ее не совсем обычных друзей в чудесной сказочной стране.
Сюжет истории довольно прост: Ужасный ураган уносит девочку Элли вместе с ее верным песиком Тотошкой в неведомую сказочную страну. Вернуть девочку домой сможет только ум, смелость, любовь и, конечно же, настоящая крепкая дружба. В отечественной мультипликации эта удивительная сказка представлена двух вариантах: старая добрая «экрановская» постановка «Волшебник Изумрудного города» (1973-1974гг) и новая версия питерской киностудии «Мельница» – «Приключения в Изумрудном городе» (1999-2000гг).
Печально, но, ни одну из имеющихся у нас экранизаций этой чудесной, трогательной и ироничной сказки нельзя назвать удачной в полном смысле этого слова.
Приключения в Изумрудном городе
Современная студия «Мельница» выпустила фантазийный многосерийный мультфильм, руководствуясь опытом западных коллег, переделав Волковскую сказку практически до неузнаваемости. Изначально создатели рассматривали выпустить долгоиграющий проект, состоящий из 26 серий: по 2 серии на каждую часть мульта. Но, что-то пошло не так и на экраны вышли лишь четыре серии мультфильма: «Серебряные туфельки», «Тайна Великого волшебника», «Козни старой Момби» и «Принцесса Озма».
Если сценарист первых двух серий Евгений Марков большее внимание уделял прорисовке и описанию сурового, полного опасностей волшебного мира, то авторы последующих серий, Андрей Усачёв и Михаил Бартенев, ставят на первое место юмор. В последних сериях находится место и новым каламбурам и веселым песенкам, забавным персонажам и неведомым существам, в то время как первые серии выполнены четко по сценарию, без вольных отступлений и фантазии режиссера.
Качество анимации впечатляет и удручает одновременно. Красивые пейзажи и детально выписанные элементы природы соседствуют тут с небрежной и маловыразительной прорисовкой персонажей, небрежностью в изображении мелких деталей.
Не красит ленту и сумбурный, временами просто притянутый за уши сюжет с простоватыми персонажами и однотипными сценами. Способ подачи материала тоже оставляет желать лучшего: такое впечатление, что действие мультфильма то разворачивается с удвоенной скоростью, то топчется на месте. Словом, можно сказать, что этот блин у киностудии «Мельница» получился-таки комом. Поневоле задумываешься, а стоит ли огорчаться, что из заявленных двадцати шести серий свет увидели лишь четыре?
Волшебник Изумрудного города
Попытку студии «Экран» оживить эту удивительную сказку тоже нельзя назвать удачной. «Топорные», безликие куклы, низкое качество проработки и исполнения образов персонажей, значительная перекройка первоначального сюжета, гипертрофированная «детскость» шуток и диалогов, множество ляпов и нестыковок, безусловно, вызывают у зрителей осуждение.
Странно, что вроде бы над музыкальной составляющей мультфильма работал не один композитор и музыка должна быть динамичной и впечатляющей, но… Увы, из всех композиций, звучавших на протяжении всех 10 серий мультфильма, зрителям запомнилась и полюбилась лишь одна песенка, которая и стала визитной карточкой всего мультика. Вдвойне обидно, что вытянуть мультфильм не смог даже звездный состав актеров, озвучивавших его. Ведь герои мультика «Волшебник Изумрудного города» разговаривают голосами Клары Румяновой и Гарри Бардина, Рины Зеленой и Владимира Ферапонтова, Ольги Аросевой и Зиновия Гердта, Леонида Каневского и Владимира Высоцкого. Но, к сожалению, и это не помогло. Мультфильм, что говорится, не пошел…
Но, стоит признать, что в этой мульткартине есть какое-то свое, особое обаяние, некая эмоциональная глубина. «Волшебник Изумрудного города» еще раз дает нам, зрителям, понять, что аниматоры прошлого поколения вкладывали в каждый кукольный персонаж гораздо больше эмоций и души, чем это делают сейчас, в новомодных сказочных «массовках», ориентированных на западный стандарт анимационного фильма.
А что вы думаете об этих мультфильмах?