Летом 1942 года на берегу «голубой жемчужины» Киргизии – озера Иссык-Куль – собрались люди. Ждали баржу, которая везла детей из блокадного Ленинграда.
Возле села Курменты детей встречала секретарь сельсовета Токтогон Алтыбасарова. Восемнадцатилетнюю Токтогон назначили председателем в 1941 году, когда почти всех мужчин забрали на фронт.
За несколько дней до прибытия баржи пришла телефонограмма, что нужно принять 150 человек из блокадного Ленинграда.
Детский дом – пустующий барак – обустраивали всем миром: у киргизского народа есть древняя традиция ашар, когда за работу берутся сообща. Время было суровое, военное, сельчане сами едва выживали. Не имелось посуды, даже матрацев, так придумали набить мешки сухим сеном.
И вот Токтогон увидела ребят – испуганных, опухших от голода, слабеньких, с большими головами и тоненькими шеями. Детей – им было от полутора до двенадцати лет – аккуратно перенесли на брички, потихоньку повезли в их новый дом...
И люди пошли в детский дом с гостинцами. Несли молоко, кумыс, картошку, свеклу. Токтогон сама выхаживала ленинградцев: самых маленьких отпаивала молоком, давая по две-три чайные ложечки в час. И каждую ночь плакала, душа болела за этих мальчиков и девочек, «крещенных блокадой»...
Детей отправляли по Дороге жизни еще ранней весной, путь был долгий, не один месяц. Малышам привязывали к рукам клеенчатые бирки с именами, фамилиями. За время нелегкой дороги чернильные надписи стерлись. Токтогон приходилось придумывать новые имена и фамилии.
Старшие ребята звали ее Тоня-эже, так обычно обращаются к старшей сестре. Малышня называла Токтогон мамой. К осени женщины смогли приодеть ребят, из теплого войлока сшили телогрейки, каждому связали носки.
Просуществовал детский дом в селе десять лет. В 1952 году выросшие ленинградцы разъехались – кто-то вернулся домой, кто-то отправился на учебу в другие города. А кто-то и остался. Тех, кто стал жителем Киргизии, Токтогон регулярно навещала, а уехавшим каждую осень отправляла посылки с душистыми яблоками, подарок со второй родины.
Письма ей приходили с разных концов Советского Союза, она хранила их до самой смерти. Токтогон Алтыбасаровой не стало в 2011 году. Они с мужем вырастили своих девятерых детей.
...Нет, не зря в народе говорят: когда мы перестанем биться друг за друга, мы лишимся того, что делает нас людьми.
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.