Окончание
Начало можно прочитать здесь: Про знаменитый парк «Айвазовское» Продолжение здесь: Про знаменитый парк «Айвазовское», часть 2
После посещения парка санатория «Айвазовское» в Крыму, я так и не могу однозначно сказать - понравилось мне или нет. Впечатления остались двоякие. Парк безусловно красивый, местами просто великолепный, но, есть моменты, которые лично мне совсем не понравились.
Не могу поддержать восторженные отзывы многих посетителей, потому что не понимаю, как можно совмещать лечебно-оздоровительное учреждение и популярный экскурсионный объект на одной территории. «Айвазовское» напомнил мне телевизионное шоу «За стеклом».
Помимо странного соседства с санаторием, мне не очень понравилась общая концепция парка. К сожалению, я не нашла первичную информацию о задумке ландшафтного архитектора Анатолия Анненкова, но то, что в отзывах посетители переписывают друг у друга искаженную ерунду, это точно.
Самая растиражированная в интернете легенда - «парк олицетворяет историю Тавриды с её генуэзским и татарским периодами, а также становление её роли в Российской империи». О чём это? Если «Оливковый сад» действительно относится к истории Крыма, то, где в этой истории можно разместить «Японский», «Террасный» или «Мексиканский» сады?
Каждая тематическая природно-ландшафтная экспозиция прекрасна сама по себе, но вместе они создают полную мешанину. Архитектору явно не хватило территории, чтобы лаконично разместить между мраморными итальянскими скульптурами памятники видным деятелям российского искусства.
Морской царь Нептун, художник Иван Айвазовский, безрукая Венера, гигантский Никита Сергеевич Хрущев, бронзовые лошади, античные колодец, Пигмалион и Галатея, японский бонсай, херувимы со львами, памятник Раевскому, мраморная мадонна, олень, Персей, дельфины, амуры с крылышками — слишком много всего не сочетаемого между собой. Более странного ассорти из малых архитектурных форм в одном парке мне ещё видеть не приходилось. Парк «Айвазовское» ассоциируется у меня с фразой «всё смешалось в доме Облонских». Мне кажется, что часть памятников и скульптур разместили в парке позже, и сейчас он отличается от дизайнерского проекта.
Безупречно выглядит только «Пейзажный сад» и «Японский». Ничего лишнего, всё очень гармонично и с большим вкусом.
«Оливковый сад» тоже хорош - прекрасно оформленные озёра, великолепная полуротонда с шикарным мозаичным полом, лаконичная акустическая беседка, лаванда отлично сочетаемая по цвету с листьями олив, смотровая площадка с балюстрадой, но зачем туда поставили памятник солнцу русской поэзии чёрного цвета?
Александр Сергеевич Пушкин под белоснежной перголой выглядел бы гораздо лучше, если бы был сделан из более светлого материала и чуть меньшего размера.
"Террасный сад" - интересный, но такой ландшафт практически невозможно испортить. "Мексиканская горка" - небольшой участок засаженный разнообразными кактусами. "Сад камней" закрыт маскировочной сеткой, а "Сад ароматов" - в октябре был полностью в запущенном состоянии, то ли благоухать осенью нечем, то ли рук садовников не хватает.
Помимо тематических садов, самый большой арт-объект в парке это "Лестница искусств", которую многие авторы отзывов называют "лестницей Раевского", вероятно из-за памятника, стоящего на нижней смотровой площадке.
Шикарный классический фонтан, стекающий каскадом вдоль ступеней, разнообразные перголы, античные колоны, шахматный пол, мозаичные панно с пальмовой ветвью, гармоничные композиции из растений - прекрасные ландшафтно-архитектурные решения. Но, назвать лестницу шедевром садово-паркового искусства мешают лишние херувимчики, и дробление визуального ряда строками из стихов Пушкина, выбитых на ребре ступеней.
Заканчивается "Лестница искусств" абсолютно невразумительной смотровой площадкой. Большая ровная территория - просто покрыта асфальтом. Полный диссонанс с лестницей. Логично было бы оформить площадку большой клумбой, или озером, куда стекает вода из фонтана наверху, или хотя бы альпийской горкой.
Без завершающего акцента на нижней площадке, лестница в парке "Айвазовское" выглядит незавершённой.
Самое лучшее, что есть в парке "Айвазовского" - это растения. Отлично подобранные по цвету, форме, и размеру, растения образуют красивые композиции, удачно дополняя друг друга.
После посещения парка «Айвазовское», у меня остались двоякие впечатления. Отдельные природно-ландшафтные экспозиции можно назвать великолепными, но в общем, парк не создаёт целостной картины. В парке нет стиля, который бы объединил тематические сады. Идея проиллюстрировать историю Тавриды — оригинальная, но не реализованная. Раздробленность картинки, перенасыщенность парка скульптурными композициями тематически не связанными между собой, использование не сочетающихся материалов, наличие плохо ухоженных участков, нарушение соразмерности визуального ряда— всё это мешает создать положительный эмоциональный фон, и не позволяет насладится прибыванием в парке в полном объёме.
Помимо эстетических противоречий, в парке нарушено соотношение цена/качество. Если бы билет в парк стоил менее 400 рублей, то, ну и ладно, такой какой есть. 1200 рублей вызывают у посетителей завышенные ожидания, которые не получают удовлетворения. Парк "Айвазовское" - не соответствует заявленной цене. Это моё мнение о самом знаменитом парке Крыма.
Спасибо, что прочитали!
Приглашаю подписаться на мой канал о путешествиях по Кубани, Крыму и Кавказу, а так же о жизни в Краснодаре
Благодарю за лайки!
P.S. Уважаемые читатели, если Вы были в парке "Айвазовское" до 2014 года, пожалуйста, напишите в комментариях были раньше выбиты стихи Пушкина на ступенях, или нет? Мне не верится, что авторам проекта изменило чувство прекрасного.
Другие мои публикации:
Сочинский Дендрарий - унылое зрелище. Куда уплывают деньги за входные билеты?
Эммануэль и Эльбрус, есть ли связь?
Малоизвестные достопримечательности Тамани. Турецкий фонтан - чудо инженерной мысли.