Найти тему
LegenDaily

Что за Vesuvio собирались устроить на Марсовом поле?

Оглавление
Так могло бы выглядеть Марсово поле, если бы 100 лет назад на нем построили комплекс для заседаний Государственной думы.
Так могло бы выглядеть Марсово поле, если бы 100 лет назад на нем построили комплекс для заседаний Государственной думы.

Знаком ли вам градостроительный проект под названием «Поросенок в круге»? А где хотели поставить памятник Ленину, попирающему ногами «литературу религиозного дурмана»? В истории Петербурга — тысячи нереализованных градостроительных идей. Некоторые из них наверняка украсили бы Северную столицу, а другие даже на слух представляются полной нелепицей. Несколько неудачных прожектов — в подборке LegenDaily.

Намыв на стрелке

Ансамбль стрелки Васильевского острова со зданием Биржи и Ростральными колоннами — один из главных открыточных видов Петербурга. А ведь открытки могли выглядеть совсем по-другому. В конце XIX века власти Петербурга решили намыть довольно большой кусок суши в районе стрелки и построить прямо напротив Биржи огромный концертный зал.

-2

Инициатором было акционерное общество, учрежденное инженерами путей сообщения. Оно в 1899 году заказало проект архитекторам Владимиру Чагину и Василию Шене. В 1900 году в газете «Неделя строителя» вышла заметка, автор которой сомневался в осуществимости этой задумки. «Стиль здания новый, с мотивами, напоминающими египетскую архитектуру. Как слышно, проекту не суждено осуществиться на этом месте, и проектированное здание будет построено в другом…» — говорится в публикации.

«Неделя строителя» посвятила проекту маленькую заметку.
«Неделя строителя» посвятила проекту маленькую заметку.

Здание в стиле модерн было таким огромным, что если его построить, то ни Биржа, ни многие другие сооружения, которые оказались бы позади него, не были бы видны.

Наверное, это и стало причиной того, что от идеи отказались. Инициаторы хотели разместить проект в Новой Голландии, но и тут потерпели неудачу — видимо, опять из-за размеров концертного комплекса.

В 4-м номере петербургского журнала «Строитель» за 1901 год, где проекту посвящена большая статья, неудача акционеров объясняется чрезмерно большими размерами проекта.
В 4-м номере петербургского журнала «Строитель» за 1901 год, где проекту посвящена большая статья, неудача акционеров объясняется чрезмерно большими размерами проекта.

«Поросенок в круге»

Огромное здание могло появиться и на Марсовом поле — 75-метровой высоты Государственная дума. Императорское общество архитекторов выступило с инициативой постройки здания после того, как Николай II Манифестом от 6 августа 1905 года учредил Думу. В мае 1906 года были подведены итоги конкурса проектировщиков.

Все конкурсанты, по установленному порядку того времени, присваивали проектам специальные девизы, и именно эти девизы, а не фамилии архитекторов фигурировали в отзывах жюри. Например, у проекта-победителя был девиз Vesuvio. Второе место занял проект З. Я. Леви с маркировкой Lex, третье — «Кадет» М. С. Лялевича, четвертое — «Поросенок в круге» А. И. Владовского, пятое — «К свету» В. Суслова.

Если названия четырех соискателей более-менее логичны для думского здания, то девиз Александра Владовского выглядит чрезвычайно экстравагантно. Журнал «Зодчий», который в 1906 году подробно писал об этом конкурсе, не поясняет, с чем связано название. Известно, что 30-летний Владовский, который только в 1903 году закончил Императорскую академию художеств, славился как дерзкий и острый на язык человек, блестящий публицист. Наверное, название «Поросенок в круге», по его задумке, должно было привлечь внимание к его проекту.

Почему архитектор Владовский назвал свой проект «Поросенок в круге», так и осталось загадкой.
Почему архитектор Владовский назвал свой проект «Поросенок в круге», так и осталось загадкой.

Как бы то ни было, но государственные власти инициативу архитекторов не поддержали, строительство нового здания решили отложить, а заседания Госдумы пока проводить в Таврическом дворце. Так что проекты так и остались на бумаге.

Может, это и к лучшему. Ведь, как писали тогда критики, если бы проект был реализован, то Марсово поле превратилось бы в небольшой палисадничек вокруг громадного комплекса Думы.

Ангел vs Ленин

Пожалуй, ни в какую эпоху жизни Петербурга-Петрограда-Ленинграда не было такого количества инициатив по перестройкам и переделкам всего и вся, как в первые послереволюционные годы. Резкий всплеск таких идей пришелся на 1924-й, когда умер вождь революции Ленин. Прежде всего, Петроград переименовали в Ленинград. Нескончаемым потоком шли все новые предложения о том, как еще увековечить память Ильича.

Одно из них — вместо статуи ангела на Александровской колонне водрузить фигуру Ленина. Инициатива принадлежала Петроградскому совету рабочих и солдатских депутатов, который тогда возглавлял Григорий Зиновьев. Тот самый, что провел с Лениным пару недель в знаменитом шалаше в Разливе.

Власти города стали искать, «имеется ли в настоящее время уже готовая модель статуи потребного размера», чтобы поставить вместо ангела.

Ленинградская культурная общественность встревожилась и несколько месяцев пыталась отстоять колонну. Так, директор Музея города Лев Ильин писал в Петросовет, что фигуру Ленина придется «подделать под стиль памятника, например, одеть его в римскую тогу». И что вождь такого не допустил бы. Другие защитники ангела предостерегали, что колонна не выдержит таких сложных манипуляций и разрушится. Третьи указывали, что негоже революционеру стоять рядом с Зимним дворцом, в котором жили императоры.

Но все тщетно. Комиссия по переделке колонны продолжала прием народных идей о том, как должен выглядеть новый памятник. Например, вот такое предложение послал в комиссию «сын сторожа при царском строе» М. Худяков:

«Надо так сделать памятник, чтобы он был со взглядом тихим, спокойным, в натуре с поднятыми руками к востоку, так как революционный путь нам уготован от запада на восток. Правой ногой он давит старый мир в виде ветхой крестьянской избы, левой ногой он упирается в учение Маркса, в книгу, и чтобы надпись «Капитал» на книге была видна. Пьедестал должен быть из полуразрушенных со свернувшимися крестами и куполами церквей, под ногами должна быть старая литература религиозного дурмана, а также библия с надписью, весь хлам старого мира, буржуазные цилиндры».

И может быть, водрузили бы всю эту фантасмагорию на колонну, если бы не вмешательство наркома просвещения Анатолия Луначарского.

Анатолий Луначарский (в центре в очках) сыграл ключевую роль в сохранении ангела на Александровской колонне, которого хотели заменить на статую Ленина (на фото в кепке, идет рядом с Луначарским). Фото 1920 года.
Анатолий Луначарский (в центре в очках) сыграл ключевую роль в сохранении ангела на Александровской колонне, которого хотели заменить на статую Ленина (на фото в кепке, идет рядом с Луначарским). Фото 1920 года.

Узнав об истории с ангелом, Луначарский послал Зиновьеву письмо, сделав вид, будто не в курсе, что инициатива о водружении Ленина на верхотуру исходит от самого Петросовета. Луначарский напирал на то, что «идейно такой памятник не будет иметь никакой цены».

«...Колонна воздвигнута еще царем по своему вкусу, барельефы, которые идут винтом вокруг колонны, все имеют патриотически церковный характер, и вдруг наверху, совсем не видный даже прохожим, будет стоять Владимир Ильич. Между тем, конечно, ни один современный художник не возьмется придать статуе рельеф, который был бы архитектурно так закончен, как этот ампирный ангел, которым сейчас увенчана Александровская колонна», — писал Луначарский.

Вмешательство наркома сработало. Получив письмо, Зиновьев написал секретарю Ленинградского губернского исполкома:

«Ну их к черту. Оставьте им колонну с «ампирным» ангелом».

Но на этом пролетарии не успокоились: раз уж не дали водрузить на колонну вождя, так пусть оттуда взирают на нас хотя бы более идейно выверенные скульптуры, решили они. В конце 1920-х всерьез обсуждалось, кого поставить вместо ангела — красноармейца или рабочего. А Дворцовую площадь народные ходатаи предлагали превратить в кладбище героев революции. Отстояли архитектурный ансамбль Дворцовой деятели искусства во главе с Александром Бенуа.

Тема переделки города неисчерпаема. В будущих публикациях мы ее обязательно продолжим.

Источники фото: commons.wikimedia.org, dlyakota.ru, rusneb.ru, philologist.livejournal.com.