Найти тему
Мой МИР

Уникальное гидросооружение страны

Почему сибирские реки не повернули вспять?

Проект века

Мой хороший знакомый новосибирец Михаил Леонтьевич Мамлюков хорошо помнит то время, когда широко обсуждался «проект века» под названием «Переброска части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию». Как оказалось, он, молодой механизатор широкого профиля, даже мечтал принять участие в его осуществлении. «Вот, думал, где понадобятся мои руки, тем более, что и наша Обь должна была поделиться с соседями своей водой. Но не случилось, что помешало – не знаю», – махнул рукой на свою несбывшуюся мечту сегодняшний пенсионер.

Как известно, великие умы бывшего Союза планировали направить часть стока сибирских рек – Оби, Тобола, Ишима, Иртыша в те регионы страны, где остро нуждались в пресной воде. Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР даже успело разработать грандиозный проект. Параллельно планировали также начать строительство системы каналов и водохранилищ, которые позволили бы перебросить воду рек северной части Западно-Сибирской равнины в Аральское море. Но ещё одним, более захватывающим дух сооружением, должен был стать судоходный канал «Азия», который связал бы страну от Карского через Каспийское море с Персидским заливом!

Но пока учёные корпели над проектами, социально-экономическое развитие страны всё больше приходило в упадок. И в 1986 году, на пике перестройки, Политбюро ЦК КПСС приняло решение о закрытии проекта. Поводом послужили многочисленные протесты общественности. В частности, представители московской интеллигенции организовали кампанию по доведению до сведения людей о фактах грубых ошибок, допущенных при разработке всей проектной документации Минводхоза. Даже бывший Председатель Совета Министров СССР Андрей Косыгин, при котором начиналась эпопея, в итоге заявил, что «проект нанесёт непоправимый ущерб экологии».

Казалось, что эта тема навсегда канула в лету. Но в 2002 году к идее переброски сибирских рек вернулся мэр Москвы Юрий Лужков. Спустя восемь лет Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил тогдашнему российскому коллеге Дмитрию Медведеву вновь обратиться к забытому проекту. Медведев заметил, что Россия открыта к обсуждению различных вариантов решения проблемы засухи, включая «некоторые прежние идеи, которые в какой-то момент были спрятаны под сукном». Но идея так и осталась лежать «под сукном».

Как Иртыш «побежал» в гору

И всё-таки, часть грандиозного проекта была осуществлена. Это, построенный в 1974 году в Казахстане канал «Иртыш-Караганда», протяжённостью 458 километров. Его называют уникальным гидросооружением, не имеющим аналогов в мире. Ведь круглые сутки вот уже почти полвека 22 насосные станции без устали качают воду. Высота подъёма от первого водозабора до последнего больше 450 метров. Никто ещё в мире не поднимал воду на такую высоту!

Эту рукотворную водную артерию строили 12 лет. Но даже те, кто работал здесь, не верили в успех, считая эту затею «рискованным проектом».

Но в те годы решения партии поворачивали даже реки.

Первыми, кто ощутил благотворное влияние иртышской воды на свою жизнь, были экибастузцы – строители и горняки угольных разрезов, а также энергетики, которые в течение нескольких лет, пока создавался ЭТЭК, сполна «напились солёной воды» из местных источников. Они с благодарностью вспоминают тогдашнего руководителя Казахской ССР Динмухамеда Кунаева, который активно содействовал в продвижении проекта. С трибуны XXI съезда КПСС, который проходил в январе 1959 года, было сказано следующее: «Председатель Совета Министров Казахской ССР т. Кунаев и ряд других товарищей из этой республики высказали предложение решить проблему водоснабжения Центрального Казахстана путём строительства канала «Иртыш-Караганда». Вопрос этот заслуживает серьёзного внимания, и Госплану СССР совместно с Советом Министров Казахстана надо внимательно разобраться в нём, подсчитать экономику этого сооружения и дать свои соображения».

Д. Кунаев в Экибастузе (70 годы)
Д. Кунаев в Экибастузе (70 годы)

Строительство шло трудно, с большими проблемами. И всё же, этот день наступил. «22 декабря 1967 года первая очередь канала на участке «Иртыш-Экибастуз» была введена в постоянную эксплуатацию, – вспоминал ветеран-горняк, бывший технический директор производственного объединения «Экибастузуголь» Иван Петрович Федотов. .П. Федотов

И.П. Федотов
И.П. Федотов

Начало строительства канала "Иртыш-Караганда".
Начало строительства канала "Иртыш-Караганда".
Большая вода
Большая вода
Насосная станция канала
Насосная станция канала
Канал Иртыш-Караганда во многих местах становится полноводным водохранилищем, привлекая диких водоплавающих, местом гнездования для других птиц.
Канал Иртыш-Караганда во многих местах становится полноводным водохранилищем, привлекая диких водоплавающих, местом гнездования для других птиц.

Весной 1968 года насосы станции первого подъёма подали через новые очистные сооружения иртышскую воду в город. Так окончательно решилась водная проблема: Иртыш принёс свою прекрасную воду прямо в Экибастуз и вдоволь напоил ею горожан».

-7

Экибастуз, к-тр "Казахстан".
Экибастуз, к-тр "Казахстан".
Город утопает в цветах и зелени.
Город утопает в цветах и зелени.
На улицах города растут сосны и ели.
На улицах города растут сосны и ели.
Городской фонтан
Городской фонтан
Экибастузская ГРЭС-2
Экибастузская ГРЭС-2

Кто бы сегодня ни говорил, что канал слишком энергозатратен, но то, что он уже более пяти десятков лет остаётся главной безальтернативной водной артерией Центрального Казахстана, не спорит никто.

Василий Матвеюк

Кстати

О грандиозности неосуществлённых планов говорят такие цифры. Над проектом работали более 160 организаций СССР, в том числе 48 проектно-изыскательских и 112 научно-исследовательских институтов, 32 союзных министерства и 9 министерств союзных республик. Было подготовлено 50 томов текстовых материалов, расчётов и прикладных научных исследований и 10 альбомов карт и чертежей. План по переброске части стока сибирских рек являлся одним из самых грандиозных инженерных и строительных проектов XX века. Канал «Сибирь–Средняя Азия», длина которого составила бы 2 550 км, был первым этапом проекта. Предполагалось, что канал будет «питаться» водой сибирской реки Обь, пройдёт через весь Казахстан на юг в Узбекистан, и будет судоходным.