В прошлой части мы поговорили о тех фильмах, которые формировали вкусы музыкантов в детстве: вестерны, фантастика, первые молодёжные картины. Сегодня поговорим, что они любили смотреть в подростковом возрасте и позднее, уже в 60-х.
Звуки музыки
Когда телевидение еще не стало широко распространённым, кино было лучшим способом донести внешность поп-звёзд до отдаленных уголков мира, куда музыкант не мог приехать с концертом лично. Поэтому в 50-х часто снимались мюзиклы.
Джон Леннон терпеть их не мог, но из битлов их больше всех любил Пол МакКартни. Особенно часто он вспоминал о музыкальной комедии «Эта девушка не может иначе» (1956), куда были включены номера таких звезд рок-н-ролла, как Литтл Ричард, Фэтс Домино, Джин Винсент (со всеми ними «Битлз» позднее познакомились лично).
Eго начало стало знаменитым (процитировано в «Мечтателях» Бертолуччи). Многих подростков того времени особенно поразило, что в фильме показали студию звукозаписи, то загадочное место, где записываются все те великолепные пластинки, которые они без конца слушают.
Все музыкальные номера были органично вписаны в сюжет, что послужило образцом для первого фильма самих битлов. Многие из песен вошли в ранний концертный репертуар группы (как, например, Be-Bop-A-Lula).
В 1967-м году, когда они были уже знаменитыми и работали над своим альбомом «Сержант Пеппер», узнав, что по телевизору показывают этот фильм, музыканты прервали запись и отправились домой к МакКартни, который жил ближе всех к студии, чтобы пересмотреть его еще раз.
А как же Элвис?
Битлы, как практически вся молодежь 50-х, были большими поклонниками Элвиса Пресли и ходили смотреть фильмы с его участием.
Одна из подруг Джона того времени вспоминает, что он стеснялся носить очки, из-за чего не видел практически ничего из того, что происходило на экране, и она была вынуждена ему пересказывать все события.
Менеджер Элвиса Том Паркер пытался по максимуму выжать выгоду из певца, и он снялся в 31 фильме за 13 лет своей карьеры. Но кроме первых 4 фильмов, поставленных до службы в армии, все остальные созданы по шаблонным сценариям, певец с трудом справляется с ролями, а музыкальные номера, как правило, не запоминаются (полковник экономил на композиторах) и иногда звучат в самые неподходящие моменты.
Как, например, в этом фрагменте. Том Паркер настоял, чтобы Элвис спел песню, высмеивающую йогу, которую сам Элвис практиковал и любил.
Порой единственным мотивом для включения песни в ткань сюжета являлась фраза «Давайте устроим шоу прямо здесь», которую Леннон пародирует в первом битловском фильме «Вечер трудного дня». Теми же недостатками грешили и мюзиклы с участием «британского Элвиса» Клиффа Ричарда. Картины с Элвисом часто служили в качестве «анти-образца» для «Битлз» при создании своих лент.
Битлам на смех
«Битлз» любили комедии с эксцентричным британским юмором. Именно так они вышли на мало кому известного в начале 60-х кинорежиссёра Ричарда Лестера, снявшего с группой полнометражные художественные фильмы «Вечер трудного дня» и «На помощь!».
Лестер несколько лет сотрудничал с комиками Питером Селлерсом и Спайком Миллиганом. С ними Лестер снял свой короткометражный дебют «Бегущий, скачущий и стоящий спокойно фильм» (1960), от которого битлы были без ума: им нравились необычные ракурсы, ускоренная и замедленная съемка, рваный стремительный монтаж и сюрреалистический юмор.
Вкус к подобному кино так и сохранился у Джорджа Харрисона, о чём можно судить, например, по фильмам Терри Гильяма с участием комик-группы «Монти пайтон», которые в 80-х продюсировала компания Джорджа HandMade Films.
Ещё в тему на канале: Пять фильмов 60-х, похожих на «Фантомаса»
Шпионские страсти
Помимо «Битлз» ещё одним международным феноменом, который в 60-х происходил из Англии, был Джеймс Бонд. Фильмы об агенте 007 особенно нравились Джорджу Харрисону.
При этом сам Бонд к битлам относился не так хорошо. В фильме «Голдфингер» (1964) он произносит: «Пить Дом-Периньон 1953 года при температуре менее 38 градусов по Фаренгейту – все равно, что слушать «Битлз» без беруш»).
Надо сказать, и битлы предпочитали Бонду других агентов: они все являлись фанатами американского шпионского сериала «Человек от дяди» (во время гастролей по США они даже настояли на том, чтобы им была организована встреча с исполнителем главной роли актёром Робертом Воном).
Мало того: если посмотреть 17 эпизод первого сезона этого сериала с названием «Дело жёлтого шарфа», то в нём без труда можно обнаружить многочисленные элементы, из которых сложился сюжет битловского фильма «На помощь!»: секту поклонников кровожадной богини Каили, жертвенное кольцо и многое другое.
Можно также почитать на канале об интересном, но забытом шпионском сериале «Чемпионы»
Я так вижу
По мере увлечения авангардом вкусы битлов к концу 60-х всё больше смещались в сторону экспериментального артхаусного кино. Джон Леннон мог без конца пересматривать вышедший в 1970-м году кислотный вестерн «Крот» чилийского режиссера-авангардиста Алехандро Ходоровски, выделил ему миллион на постановку любого фильма, какой он захочет.
Смотреть «Крота» рекомендуется с осторожностью: в нём есть сцены насилия, люди с увечьями и откровенные моменты.
Благодаря помощи Леннона в 1973 году на свет появилась «Священная гора» Ходровски. Это, возможно, единственный высокобюджетный авангардный фильм на свете и ни с чем не сравнимое явление в кинематографии.