С самых древнейших времён люди, населявшие нашу планету, стремились увековечить память о себе и своём времени в различных произведениях культуры. Изначально это были примитивные фигурки людей и животных, вырезанные из кости, простоватая и угловатая по нынешним меркам наскальная живопись, повествующая нам о быте и нравах времён наших далеких предков. С течением времени, по мере развития человеческого социума, усложнения общественных отношений, развивались и усложнялись и объекты культуры. В современном мире мы можем столкнуться с бесконечным разнообразием различных человеческих ремёсел и их продуктов. Изобразительное искусство, литература, скульптура, музыка, театр-все эти виды человеческой деятельности содержат в себе неисчислимое количество различных направлений и жанров. Но в данном конкретном эссе я бы хотел затронуть проблему-вопрос особенностей репрезентации международной обстановки середины XX века в фэнтезийных произведениях выдающегося английского писателя-Джона Рональда Руэла Толкина.
Полагаю, для начала было бы крайне полезно и разумно рассказать немного о самом авторе знаменитой на весь мир трилогии «Властелин Колец». Итак, Джон Рональд Руэл Толкин родился 3 января 1892 года в небольшой южноафриканской деревне, Блумфонтейн, находившейся на территории Оранжевой Республики. Несмотря на данный факт, указывающий нам на место рождения Толкина, основную часть своей жизни будущий писатель и поэт провел на территории Англии, преподавая филологию в стенах Оксфордского Университета. Именно там, в ходе свой преподавательской деятельности, Джон загорелся идеей написать цикл произведений про выдуманный им мир «Средиземье». Изначально данная локация развивалась в рамках детских сказок, который Толкин, будучи отцом, рассказывал своим детям. Основные нарративы данного периода творчества Профессора мы можем обнаружить в произведении «Хоббит, или путешествие туда и обратно». Среди данных нарративов особняком стоят идеи о необходимости отзывчивости, взаимовыручки и взаимопомощи, и наконец, любви.
Предлагаю перейти к основному этапу писательской деятельности Толкина и указать на контекстную ситуацию, при которой творил данный деятель литературного искусства. Период написания трилогии «Властелин Колец» совпадает с ужасающим хронологическим отрезком мировой истории, а именно с эпохой Второй Мировой Войны и последовавшей за ней продолжительной конфронтацией между странами капиталистических и социалистических систем, именуемой в историографии Холодной Войной. Основными нарративами творчества профессора Оксфордского университета в это время были: противостояние добра и зла, поиск справедливости, милосердие к ближнему, патриотизм, выраженный в необходимости борьбы за свою Родину. Поэтому, на мой взгляд, неудивительной представляется точка зрения некоторых его почитателей, выражающая предположения относительно того, что различные события и явления реального мира могли бы найти своё отражения на страницах произведений данного писателя. Таким образом, некая группа людей сформировала теорию параллелизма, усматривающую в образах некоторых стран Средиземья определенные черты, связывающие их со своими реальными прототипами.
Данная теория предполагает, что идеологическим и культурным базисом для условного «Добра» послужил блок Западных стран, прежде всего Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Франции. Данные страны находят свое воплощение соответственно в фэнтезийных государствах: Валинор-Заокраиный Запад, Гондор-государство людей (По иной версии под Великобританией Джон Толкин мог подразумевать государство низкорослого народа-Хоббитон) и королевство эльфов Ривенделл. Все эти страны находятся в относительном мире и согласии, так как исповедуют некий общий набор ценностей, лежащих в основании данных цивилизаций.
Противопоставляемое им «Зло» находит свои прообразы в таких странах, как Советский Союз и Третий Рейх. Стоит отметить, что авторы данной теории, видимо, не задумывались о правильности сопоставления и объединения данных двух государств в одну группу, выделенную по неким известным только им самим признакам. Тем не менее, эти государства рассматриваются в рамках мира Средиземья, как едина страна, олицетворяющая вселенское зло, Мордор. Мордор стремится поработить и уничтожить все свободные народы, навязать им свою «темную волю», тем самым ввергнув их в пучину бесконечных страданий и тяжб.
В контексте противостояния данных двух крайностей может быть выделен определенный посыл, призывающий различных читателей из капиталистических стран сплотиться и совместными усилиями противостоять агрессивной экспансионистской политике «Восточного зла».
Однако с моей стороны правильно будет отметить, что данная теория не имеет широкого распространения среди почитателей творчества английского писателя. Несмотря на данный факт, она сумела вызвать раскол в сообществе «толкинистов», разделив их на сподвижников и противников данной теории, приводящих различные «за» и «против».
Так, сторонники данной теории усматривают в описании Мордора сходства с отчасти мнимыми реалиями жизни и функционирования административной системы СССР времен правления Иосифа Виссарионовича Сталина, личность которого сопоставляется с личностью «Темного Господина» Саурона, создавшего могущественный артефакт для подчинения всего мира. Среди данных сходств отмечают тоталитарный характер власти, жесткий контроль за общественной жизнью, строгую вертикальную иерархическую систему организации политических элит, невозможность отхода от доминирующей идеологии.
Согласно оппозиционной точке зрения, теория о том, что Мордор это СССР, Третий Рейх не имеет под собой никаких оснований. Так, Валинор никак не может быть США, так как являлся частью изначального мира, к моменту событий, описываемых во «Властелине колец», известного как Арда Неискажённая, а Средиземье было частью нового мира, Арда Искажённая. Таким образом, для участников эпопеи с Кольцом Всевластья Валинор находится не на Западе, а за пределами мира, представляя для них своего рода загробное царство. Возможно для некоторых жителей стран за «Железным занавесом» Америка и могла быть неким притягательным и почти недоступным загробным миром, но уж точно не для Толкина, свободного посещавшего Соединённые Штаты.
Не выдерживает критики и мнение Ника Перумова и других людей, усмотревших в красных знамёнах одного из племён южан, присоединившихся к Мордору, намёк на СССР. Ни у Советского Союза, ни у коммунистов не было и нет монополии на красный цвет. Достаточно, вспомнить, что красными были знамёна Национал-социалистической рабочей партии Германии и III Рейха, английские солдаты вплоть до англо-бурских войн носили мундиры красного цвета, более того, красный цвет является официальным цветом Республиканской партии США.
Что касается самого Джона Рональда Руэла Толкина, то он действительно отрицательно относился к советскому политическому режиму, высказывая свою, порой крайне резкую точку зрения, в письмах адресованных своему сыну Кристоферу. Не менее резкими были его взгляды и относительно Третьего Рейха, который Толкин по-настоящему ненавидел. Так, в 1938 году, отвечая на запрос справки об «арийском происхождении» автора, профессор Оксфордского университета выражал сожаление, «что среди моих предков не встретилось представителей этого (еврейского) народа», добавив, что «если подобное бестактное и неуместное любопытство станет обязательным в делах литературы, то недалеко то время, когда немецкая фамилия перестанет быть для меня источником гордости». Впрочем, и о собственных властях Толкин был не самого лучшего мнения. Так, правительство своей страны он называл «Уинстон и его банда».
Однако важную и решающую роль играет тот факт, что сам Толкин неоднократно отрицал любой параллелизм между Средиземьем и реальным миром. Так, в 1961 году Толкин, раздражённый предисловием переводчика к шведскому изданию “Властелина Колец”, в котором проводились подобные параллели, назвал их «самонадеянной наглостью».
По поводу параллелей межу СССР и Мордором, а также Сталиным и Сауроном, «Профессор» в своём письме издателям высказался так: «Никаких “по всей видимости” тут быть не может. Я категорически отказываюсь признавать подобные “прочтения”, они меня просто бесят. Сама ситуация была задумана задолго до русской революции. Подобные аллегории моему образу мыслей абсолютно чужды. То, что Мордор находится на востоке, объясняется просто-напросто требованиями географии и сюжета внутри моей “мифологии”. Изначально оплот Зла находился (вполне традиционно) на Севере; но, поскольку он был разрушен и, более того, поглощен морем, потребовалось возвести новую крепость, подальше от Валар, эльфов и морской державы Нуменор».
Рассматривая вопрос эволюции данной теории, мы можем отметить, что после развала Советского Союза статус «Мордора в реальном мире» перешел Российской Федерации, как правопреемнице СССР.
Итак, завершая свое эссе, я бы хотел сделать следующий вывод: Сама по себе данная теория, претендующая на правдивость в репрезентации особенностей взаимоотношений в рамках международного сообщества, может быть признана достоверно недействительной, исходя из того факта, что сам Джон Рональд Руэл Толкин отрицал любой параллелизм в своих произведениях. Однако, на мой взгляд, мы не можем не утверждать, что данный английский писатель обращался к образам и культурным особенностям реальных государств при создании своего выдуманного мира. Таким образом, мы не можем ни полностью отринуть данную концепцию, ни окончательно довериться ей.