Найти тему
Вадим Касатый

Лики Байона

Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента

Храм Байон, куда мы отправимся сегодня, один из удивительных храмов, находящийся на перекрестке четырех дорог древнего города Ангкор-Том. А "изюминкой" Байона являются башни со множеством ликов, высеченных в скале, безмолвно взирающих с высоты на огромные территории Ангкор-Тома, а в период расцвета — и на всю Кхмерскую империю.

Вся территория комплекса огромна, окружена широким рвом с перекинутой через него каменной дорогой-мостом. Ров Ангкор-Тома носил не ритуальное, а самое что ни на есть оборонительное значение, когда-то здесь держали кровожадных крокодилов. Гиды и путеводители, конечно уверяют, что всех крокодилов давно выловили, но я, признаться, с опаской глядела в мутные воды. Доверяй, но проверяй! :)

В храмовый город ведут ворота, перед которыми на мосту развернули действо силы добра и зла. С одной стороны Боги, с другой — Демоны перетягивают огромного змея. Композиция интереснейшая. Но безжалостное время делает свое дело, стирая лица и тем, и другим. И сейчас нелегко слету распознать на какой стороне хорошие парни, а на какой — плохие. Вы не поверите, они похожи! Шучу, конечно! А может просто между добром и злом слишком тонкая грань? фото из интернета фото из интернета.

Издалека храм Байон выглядит как причудливое, хаотичное нагромождение камней, но по мере приближения к нему, все отчетливее видна красота и гармония этого сооружения. Изначально здесь были 54 башни (по числу 54 кхмерских провинций) , но храм разрушался и перестраивался. На сегодняшний день сохранилось порядка 37 башен, скомпанованных в три яруса. На каждой башне с четырех сторон высечены лики бодхисатвы. Причем все выражения — разные!

Байон был построен в период властвования Джаявармана VII, того самого, что впал в манию величия, помните, я писала про это в статье о Та Пром. Властитель серьезно уверовал, что он воплощение Будды на Земле, поэтому прообразом внешности множества высеченных лиц бодхисатвы, стал сам Джаяварман. Ну как бы там не было, его давно уж нет, а каменные лица смотрят на нас с вершин каменных башен до сих пор.

Это удивительное, очень необычное ощущение! Лица огромны. Выражение их необыкновенно-спокойное, доброжелательное, с легкой полуулыбкой. Глаза полуприкрыты. Кажется, что Будда знает что-то, чего не знаем мы — маленькие, суетливые люди с фотоаппаратами. Наверное секрет внутренней гармонии, не иначе...

Самым большим моим разочарованием при посещении Байона были, как это ни смешно, китайцы. Того самого Байона, о котором я мечтала, представляла себе, как буду вглядываться в каменные лица, пытаясь разгадать секрет умиротворения... Я долго изучала, откуда и куда надо рассматривать барельефы (надо справа налево:), в соответствии с древними ритуалами... Как я могла догадаться, что сделать это мне не дадут огромные толпы китайцев? Нет, я, конечно, слышала, что представителей этой национальности очень много на планете... Но что они все приедут в один день с нами осмотреть древний Байон... Трудно представить, что окажешься в центре столпотворения массы людей в панамах, без перспективы выпутаться!

Их было очень много, они вываливались из своих автобусов пачками и никак не кончались. Казалось, что двери туристических автобусов и есть некий портал, связывающий напрямую Камбожду с Китаем:) Часто в голову туриста приходит мысль "А вдруг соотечественники не поверят, что я был здесь лично? Значит, надо сделать побольше снимков себя на фоне достопримечательности. А кто бы это мог сделать? А-а! Вон белые туристы стоят, их и попросим..." Некоторое время мы вежливо щелкали компании китайцев в разных комплектациях, а потом темными коридорами сбежали от этой какофонии на задние дворы Байона. Здесь не было той симметричности башен, но можно было вплотную подойти к искусно вырезанным барельефам, прикоснуться к апсарам рукой и, закрыв глаза, представить себе, как это было пять сотен лет назад.

Нынешние, современные апсары (небесные танцовщицы) в костюмах, близких к карнавальным, с удовольствием позируют и фотографируются с туристами. Китайцы были в восторге! Стрекот стоял такой, что даже каменные Будды зажмурились...

Далее дорога пролегает мимо пятиступенчатого храма Бапхуон (Baphuon), который тоже входит в храмовый комплекс Ангкор-Том. Бапхуон один из самых крупных по размеру, еще его называют храм-гора. Интересно, что в период расцвета, его купол был покрыт медными пластинами. Сейчас же вся эта громада выглядит полуразрушенной, восстановительные работы ведутся с 60-х годов.

<p> Дальше вам встретится то, что осталось от королевского дворца. Несмотря на ломаность конструкции, здесь интересно.

Терраса Слонов производит неизгладимое впечатление и своими масштабами, и изысканным изображением самих слонов. Безусловно, это место заслуживает посешения и тщательного осмотра. Мы же пришли сюда в конце, уже наполненные впечатлениями. Камбождийское солнце к тому времени уже уверенно выглянуло из спасительной дымки и вжарило по полной программе! Вообще здесь и днем, и ночью было около тридцати градусов, но когда выглядывает солнце, сразу кажется, что температура не меньше 50-ти.

Мы поглядели на террасу слонов, на палящее солнце, на спасительную тень на дороге... Зайдя в сумрачную галерею-лабиринт, я подумала, что очередная мечта уже сбылось. И уже сколько бы мы не пробыли здесь, храмы Ангкора навсегда вошли в мое сердце. Они теперь там будут жить, найдя удобную полочку рядом со струнками памяти.

Мы поедем отдыхать. Переваривать увиденное. Пережевывать почуствованное. Укладывать на эти самые полочки памяти новое. Я всегда мысленно говорю "Добро пожаловать в мою голову! Вам здесь обязательно понравится!"

А нас заждались железные кони, наполненные кондиционированной прохладой.

В следующий раз я расскажу, чем еще заняться в Сием Рипе. Ведь не одними развалинами жив человек, ведь правда? :)))

Другие статьи о храмах Ангкора; Та Пром - храм посреди джунглей Ангкор Ват. Царство гармонии