Найти в Дзене
Realist Media

Какие навыки необходимо развивать, чтобы не остаться без работы

Фото: Medium
Фото: Medium

По данным Всемирного экономического форума, более трети навыков, которые работодатели по достоинству оценивают в 2020 году, ещё пять лет назад считались не важными. Особенно актуально это стало после новостей о том, что теперь удаленных сотрудников можно будет уволить, если они не выходят на связь в течение двух рабочих дней. Какие качества нужно развивать, чтобы не остаться без работы и продолжать бодро двигаться по карьерной лестнице, а также почему сотрудникам придётся развить в себе больше человеческого в статье Realist Media.

По мнению HR-executive Татьяны Кожевниковой, эффективные компании всегда оценивают в кандидатах не только технические компетенции, но и так называемые «кроссконтекстные» или мета-компетенции. К кроссконтекстным, то есть к тем, которые актуальны длительное время и могут пригодиться на разных должностях и в разных индустриях, относятся, например, цифровые компетенции, навыки управления проектами и внедрение изменений, дистанционное лидерство, то есть, умение управлять распределёнными командами, и дизайн-мышление.

К мета-компетенциям относятся, например, умение обучаться и эмоциональный интеллект. Именно эти качества кандидатов являются наиболее важными для работодателей в эпоху цифры и дистанционной работы, так как техническим навыкам можно научить, а компетенции более глубокого уровня формируются либо в детстве, либо в годы обучения в университетах и колледжах и остаются с человеком на протяжении всей его трудовой жизни. Рассмотрим подробнее, какими качествами должен обладать сотрудник в 2020 году, помимо профессиональных компетенций, чтобы оставаться конкурентным на рынке труда.

Комплексное решение проблем

Этот навык позволяет обнаружить проблему и её источник, понять, какие у происшествия могут быть последствия. Главное - специалист, обладающий этой способностью, может прогнозировать, какие потенциальные неприятности поджидают проект, и предотвратить их. По мнению экспертов, в 2020 году умение комплексно решать проблемы потребуется на 36 % рабочих мест.

Критическое мышление

В 2018 году искусственный интеллект впервые обошёл человека в Стэнфордском тесте на чтение и понимание прочитанного. Однако растущие возможности робототехники только увеличивают потребность в людях, которые могут критически мыслить. Именно человек должен оценивать, насколько оптимально и этично используется технология и как её откалибровать, чтобы она приносила пользу.

-2

Креативность

Потребность в простых исполнителях уменьшается, зато в творческих людях, которые будут генерировать идеи и нестандартно подходить к задачам, работодатели будут крайне заинтересованы. В 2015 году креативность была лишь на десятом месте в рейтинге востребованных навыков.

Умение управлять людьми

Важно не только координировать сотрудников компании и ставить задачи, но и методы, которыми человек это делает. В будущем работодателям нужны лидеры, которые способны мотивировать людей, развивать их таланты, создавать эффективные команды. Для этого требуются яркие человеческие качества, в ближайшее время недоступные роботам: харизма, обаяние и эмпатия.

Взаимодействие с людьми

Набивший оскомину пункт резюме «умение работать в команде» приобретёт решающее значение. Адаптироваться к новым знакомым, договариваться, сотрудничать, проявлять уместную заботу, не перекладывать ответственность с себя на товарища — всему этому придётся научиться, если хотите быть успешными.

Эмоциональный интеллект

Способность человека распознавать эмоции, мотивы окружающих и правильно на них реагировать - одна из ключевых. Эмоциональный интеллект считается основным навыком для успешного функционирования в обществе. Грамотный отклик на реакцию человека поможет наладить отношения не только внутри коллектива, но и с клиентами и конкурентами.

“Стрессоустойчивость и возможность быстро ориентироваться в ситуации очень важны. При подготовке к интервью я всегда готовлю клиентов к спокойной реакции на стрессовые ситуации. Например, с вами разговаривают, задают вопросы, а потом без предупреждения выходят из комнаты. И оставляют на продолжительное время. Или в процессе разговора начинают смеяться. Возможен другой вариант – во время интервью входят другие люди и начинают разговаривать с вашим интервьюером на отвлеченные личные темы”, - рассказывает коуч по коммуникациям и личному бренду, очнователь YOURFLOW communications Наталья Лунева.

-3

Кроме стрессоустойчивости таким образом можно проверить и уверенность в себе, что особенно важно на менеджерских позициях. Также важна способность быстро налаживать коммуникацию. Проверить это можно различными способами – от тестов до просьбы познакомиться или пообщаться с определенным человеком с заранее оговоренной целью.

Умение анализировать и принимать решения

Каналов получения информации становится больше, поэтому возрастает ценность сотрудника, который может систематизировать, анализировать полученные данные, а затем на их основе принимать оптимальное для компании решение. При этом скорость, с которой специалист делает выводы, будет одним из ключевых критериев оценки этого навыка.

Клиентоориентированность

Навык активного поиска путей для помощи кому-то и сейчас востребован в сфере услуг, где наиболее часто люди взаимодействуют друг с другом. Впрочем, стремление помочь окружающим будет необходимо и внутри коллектива, если принесёт выгоду всей команде.

Навык ведения переговоров

Умение улаживать разногласия, предлагать компромиссы, приводить участников переговоров к общей точке зрения, как предполагают, будет особенно востребовано.

Гибкость мышления

Специалисту придётся научиться обдумывать сразу несколько идей одновременно, идти не очевидным путём, а наиболее оптимальным, внедрять новую информацию и технологии в рабочий процесс. При общении с людьми будет цениться возможность осмыслять всё сказанное собеседником и корректировать линию поведения в зависимости от его личности.

“Сейчас на первом месте опыт и желание развивать навыки. Например, недавно мы приняли студента, который пришел на практику на должность ассистента — быстрая работа и заинтересованность растопили сердца команды. Чтобы сохранить свое место в компании, не нужно расслабляться. Все столкнулись с удаленкой, не всем она далась легко, но надо относиться к этому периоду, как временной сложности, сохранять профессионализм, быть гибким, качественно работать, быстро адаптироваться к новым условиям, предлагать решения, быть позитивным”, - рассказывает HR-менеджер коммуникационного агентства PR Partner Анастасия Галкова.​

Читайте также: когда нужно ввести команду в стресс, а когда – работать на доверии