Исторические источники указывают разную причину начала Второй Иудейской Войны. Дион Кассий, римский историк, полагает, что восстание спровоцировало основание императором Адрианом римской колонии Элия Капитолина в Иерусалиме, а также богохульство святыней Юпитера Капитолийского на руинах храма Ирода; однако еврейские источники предполагают, что это произошло только после восстания.
Биограф Адриана Спартиан обвиняет его в запрете обрезания. Согласно же одному из мидрашей (раздел Устной Торы), император обещал восстановить Иерусалимский Храм, а затем, когда приготовления были в самом разгаре, отозвал строителей из-за жалоб самаритян.
Независимо от того, послужили ли какие-либо из этих событий поводом для восстания, его реальный характер был не протестом, а мессианским национальным движением. Цели восставших ясно видны на монетах, чеканившихся в то время.
- Во-первых, конечно, восстановление национального суверенитета, подразумеваемое самим актом чеканки монет из драгоценных металлов и озаренное легендами, провозглашающими искупление и свободу.
- Второй целью было восстановление Храма в Иерусалиме и его ритуалов, от которых, как считалось, зависело духовное и материальное благополучие народа Израиля.
Тетрадрахма, самая впечатляющая монета из этой серии, несет в себе суть пропагандистского послания — драматический образ Храма Ирода, разрушенного Титом, который должен быть восстановлен, чтобы вернуть Божью благодать Израилю. На реверсе изображены лулав, связка пальмовых, миртовых и ивовых ветвей, а также этрог или цитрон, которые использовались для молитв о дожде на осеннем празднике Суккот. Этот превосходный образец времен Второй Войны демонстрирует отчетливые следы монеты римского типа, выпущенной в сирийской провинции, поверх которого он был отчеканен: профиль головы императора на лицевой стороне и крыло орла на реверсе.
Хорошо известно, что все монеты Второй Иудейской Войны чеканились из римских или греческих имперских монет. Эта практика, несомненно, была отчасти мотивирована соображениями удобства, но в самом акте уничтожения одиозных образов римского политического господства и презираемой языческой религии и нанесение еврейского дизайна, благоухающего свободой и святостью, был также глубокий символизм.
Имя Шимон на аверсе монет периода Второй Войны, — это имя лидера мятежников, Шимона бен Косиба, прозванного Бар-Кохба (сын Звезды) в знак признания его мессианских притязаний. Папирусы, найденные в пустынных пещерах к северу от Масады, подтверждают, что он использовал титул Наси Исраэль, который ранее применялся к главе синедриона и идентифицировал Бар-Кохбу как законного властителя мятежного еврейского государства, в противовес простому военачальнику.
Древние евреи были скотоводческой и земледельческой нацией, чья религия, естественно, была глубоко связана с плодородием их земель. Таким образом, на монетах того периода изображались два основных сельскохозяйственных продукта, оба из которых имеют давнюю традицию символического значения в еврейском искусстве и литературе. Пальма ассоциировалась с живительной водой. Таким образом, она стала символом плодородия и изобилия и, как следствие, символом богатой провинции самой Иудеи. А виноградная лоза — еще один древний символ благословения и плодородия, часто обозначающий сам Израиль в пророческой литературе.
Священник Елеазар также упоминается на еврейских монетах и, по-видимому, является религиозным аналогом Бар-Кохба, то есть первосвященника или законного духовного авторитета еврейского народа. Эта должность была упразднена с разрушением Храма, но Бар-Кохба, возможно, возродил ее в рамках своей программы восстановления. Этого человека, Елеазара, обычно отождествляют с раввином Елеазаром бен Модиимом, дядей Бар-Кохбы, который поддерживал его во время восстания.
Однако есть несколько несостыковок в этом предположении. Во-первых, еще не обнаружено никаких доказательств того, что Елеазар бен Модиим был священником. Кроме того, имя Елеазара исчезает с монет после первого года восстания, за исключением нескольких гибридов. При этом считается, что Елеазар бен Модиим был рядом с Кохбой в его крепости Бетар почти до конца войны, когда его казнили по подозрению в сговоре с врагом.
Неопытные граверы бронзовых выпусков с дизайном «Елеазар Священник», очевидно, не владели ни основными правилами своего ремесла, ни древнееврейской письменностью. Разговорным языком того времени был арамейский, а не иврит. По патриотическим причинам монеты обоих иудейских восстаний возродили не только иврит, но и устаревшую скорописную письменность первой половины первого тысячелетия до нашей эры. Поэтому неудивительно, что некоторые граверы искажали формы букв или надписи, поскольку они не владели тем, что по сути было для них иностранным языком.
На тетрадрахмах второго года свободы Израиля часто добавляется «забор» к Храму с дизайна серебряных тетрадрахм первого года. Тот, кто подготавливал штемпель для монет, поместил забор под зданием, хотя на самом деле это заграждение стояло перед Храмом. Такая нереалистичная трактовка перспективы была довольно распространена при изображении архитектурных сцен на греческих колониальных монетах.
Монетарная система того времени выглядела следующим образом:
- Тетрадрахма (Иерусалимский храм с Ковчегом Завета (13-15,03 г))
- Денарий (3,17 г)
- Сестерций (24 г)
- Дупондий (10,74 г)
Другие статьи в серии «Мировая история денег»:
Автор: Мартин Армстронг | Перевод: Золотой Запас