Продолжаю серию постов о качестве пищи в наших магазинах с точки зрения посвященного в эти проблемы человека. Хочу сразу отметить, что рассуждаю как юрист, а не как технолог, поэтому прошу простить отдельные неточности по специфике производства.
Сегодня разберем основные правила работы во время проверки.
Основным испытанием для каждого производителя является плановая проверка Роспотребнадзора. Тут надо понять, что проверяющие в начале проверки могут приходить с ноги в дверь. А в ходе проверки заглянуть вообще везде, где захочется.
Объясняется это тем, что за каждым предприятием закреплен свой проверяющий. Если этот проверяющий имеет большой стаж работы и хороший опыт, то практически 100%, что плановая проверка окончится несколькими штрафами. Производители, как правило, стараются умаслить проверяющих, лебезят и всячески содействуют при проверке.
Редко, кто будет спорить и лезть на рожон. Причина в том, что специалисты предприятия могут не знать многих вещей. Пожилые не следят за нововведениями, молодые не знают многих вещей. Опытных специалистов ради проверки Роспотребнадзора никто не держит.
Выливается это в то, что сопровождающие начинают безбожно тупить. Казалось бы, есть время подготовиться перед проверкой, устранить косяки и провести проверяющих по вылизанному маршруту. Но как показывает практика, это не удается нормально сделать.
5 основных правил работы с Роспотребнадзором:
1. Подготовить помещения и территорию к проверке. В день осмотра снизить мощности, отпустить людей с проблемных цехов.
2. Обмениваться документами только под роспись. Нужны документы? Требуйте письменный запрос с перечнем. Чего-то нет? Требуйте новый запрос. Проверка ограничена по срокам. Спешка проверяющих играет вам в плюс.
3. Не содействовать проверяющим. Попытки сделать им хорошо обратятся против вас же. У проверяющих стоит задача - дать штрафы в казну. Не облегчайте им ее выполнение. Не надо водить и показывать. Позиция должна быть простой - "Пришли? Смотрите".
4. При отборе образцов экспертами Роспотребнадзора - отобрать сразу арбитражную пробу (на случай спора). Так можно будет оспорить экспертизу, если она покажет косяки по качеству.
5. Сопровождающий юрист, хотя бы разок читавший 294-ФЗ. Нужно знать основные права при проверке.
5 основных сфер внимания Роспотребнадзора:
- Документы на продукцию (декларации, исследования, журналы контроля)
- Производственный контроль (санитария, контроль за сырьем и продукцией, безопасность оборудования)
- Мусор и отходы
- Медосмотры работников
- Маркировка
Думаю, что вы уже поняли, что Роспотребнадзор не стремится сделать жизнь потребителя лучше. Роспотребнадзор имеет свои показатели работы, и у проверяющих основным критерием выступает то, может ли предприятие потом отменить штраф в суде.
5 основных принципов, которыми руководствуется проверяющий при назначении штрафа:
1. Распылить нарушения на как можно большее количество статей КоАП. Чем больше статей - тем больше статистика и лучше отчетность.
2. Усилить акцент на том, что нарушения создают угрозу здоровью потребителю. Особенно любят это делать в суде.
3. Минимизировать количество претензий от предприятия. Именно поэтому каждый сомнительный штраф нужно идти и обжаловать. Они это очень не любят. Если вы не оспорите штраф, впоследствии это будет аргументом к тому, что вы согласились с найденным нарушением.
4. Ввести в заблуждение, попытаться создать иллюзию дружественности. Достигается очень просто - обещаниями дать минимальный размер штрафа, вменить более легкую статью КоАП. Но на самом деле они выжимают максимум из обнаруженных нарушений.
5. Назначить штраф и на предприятие, и на должностное лицо. КоАП это разрешает делать. Просто, проверяющие не заморачиваются и кидают все штрафы дополнительно на гендиректора. Это неправильно, так как за каждым нарушением стоит конкретный ответственный сотрудник. Такие штрафы легко отменить.
Как это влияет на изготовителя?
Хоть размер штрафов и достаточно существенный (средний штраф без осложнений - около 200 000 рублей), предприятия не могут себе позволить полное выполнение всех требований.
Например, для того, чтобы подтвердить заявленный срок годности нужно несколько миллионов рублей (в зависимости от количества продукции). А чтобы заменить оборудование, нужно несколько десятков миллионов.
Да и что греха таить, в конечном счете стоимость штрафов закладывается в стоимость продукции, за которую платит потребитель.
Помимо штрафов Роспотребнадзор выдает предписание по найденным нарушениям, по которому нужно отчитаться в установленный срок.
Не стоит безмолвно соглашаться со всеми пунктами предписания. У вас есть 3 месяца на то, чтобы его обжаловать. Стоит потратить это время на изучение реальных ваших обязанностей и сравнение с тем, что вам написал Роспотребнадзор.
---
Хочу напомнить, что в INSTAGRAM есть хорошая возможность получить бесплатную консультацию по вопросам проверок и их последствий :(
Не стесняйтесь писать и задавать вопросы, мне всегда интересно разбираться в проблемных и спорных ситуациях.
Буду рад вашим комментариям и вопросам.