Найти в Дзене

Что мы едим? Часть 3 - Как не облажаться на проверке Роспотребнадзора?

Оглавление

Продолжаю серию постов о качестве пищи в наших магазинах с точки зрения посвященного в эти проблемы человека. Хочу сразу отметить, что рассуждаю как юрист, а не как технолог, поэтому прошу простить отдельные неточности по специфике производства.

Сегодня разберем основные правила работы во время проверки.

Как правило с этого начинается планерка после получения распоряжения о проверке.
Как правило с этого начинается планерка после получения распоряжения о проверке.

Основным испытанием для каждого производителя является плановая проверка Роспотребнадзора. Тут надо понять, что проверяющие в начале проверки могут приходить с ноги в дверь. А в ходе проверки заглянуть вообще везде, где захочется.

Объясняется это тем, что за каждым предприятием закреплен свой проверяющий. Если этот проверяющий имеет большой стаж работы и хороший опыт, то практически 100%, что плановая проверка окончится несколькими штрафами. Производители, как правило, стараются умаслить проверяющих, лебезят и всячески содействуют при проверке.

Редко, кто будет спорить и лезть на рожон. Причина в том, что специалисты предприятия могут не знать многих вещей. Пожилые не следят за нововведениями, молодые не знают многих вещей. Опытных специалистов ради проверки Роспотребнадзора никто не держит.

Выливается это в то, что сопровождающие начинают безбожно тупить. Казалось бы, есть время подготовиться перед проверкой, устранить косяки и провести проверяющих по вылизанному маршруту. Но как показывает практика, это не удается нормально сделать.

5 основных правил работы с Роспотребнадзором:

1. Подготовить помещения и территорию к проверке. В день осмотра снизить мощности, отпустить людей с проблемных цехов.

2. Обмениваться документами только под роспись. Нужны документы? Требуйте письменный запрос с перечнем. Чего-то нет? Требуйте новый запрос. Проверка ограничена по срокам. Спешка проверяющих играет вам в плюс.

3. Не содействовать проверяющим. Попытки сделать им хорошо обратятся против вас же. У проверяющих стоит задача - дать штрафы в казну. Не облегчайте им ее выполнение. Не надо водить и показывать. Позиция должна быть простой - "Пришли? Смотрите".

4. При отборе образцов экспертами Роспотребнадзора - отобрать сразу арбитражную пробу (на случай спора). Так можно будет оспорить экспертизу, если она покажет косяки по качеству.

5. Сопровождающий юрист, хотя бы разок читавший 294-ФЗ. Нужно знать основные права при проверке.

Встретить проверяющего в таком мундире большая редкость.
Встретить проверяющего в таком мундире большая редкость.

5 основных сфер внимания Роспотребнадзора:

  • Документы на продукцию (декларации, исследования, журналы контроля)
  • Производственный контроль (санитария, контроль за сырьем и продукцией, безопасность оборудования)
  • Мусор и отходы
  • Медосмотры работников
  • Маркировка

Думаю, что вы уже поняли, что Роспотребнадзор не стремится сделать жизнь потребителя лучше. Роспотребнадзор имеет свои показатели работы, и у проверяющих основным критерием выступает то, может ли предприятие потом отменить штраф в суде.

5 основных принципов, которыми руководствуется проверяющий при назначении штрафа:

1. Распылить нарушения на как можно большее количество статей КоАП. Чем больше статей - тем больше статистика и лучше отчетность.

2. Усилить акцент на том, что нарушения создают угрозу здоровью потребителю. Особенно любят это делать в суде.

3. Минимизировать количество претензий от предприятия. Именно поэтому каждый сомнительный штраф нужно идти и обжаловать. Они это очень не любят. Если вы не оспорите штраф, впоследствии это будет аргументом к тому, что вы согласились с найденным нарушением.

4. Ввести в заблуждение, попытаться создать иллюзию дружественности. Достигается очень просто - обещаниями дать минимальный размер штрафа, вменить более легкую статью КоАП. Но на самом деле они выжимают максимум из обнаруженных нарушений.

5. Назначить штраф и на предприятие, и на должностное лицо. КоАП это разрешает делать. Просто, проверяющие не заморачиваются и кидают все штрафы дополнительно на гендиректора. Это неправильно, так как за каждым нарушением стоит конкретный ответственный сотрудник. Такие штрафы легко отменить.

Как это влияет на изготовителя?

Хоть размер штрафов и достаточно существенный (средний штраф без осложнений - около 200 000 рублей), предприятия не могут себе позволить полное выполнение всех требований.

Например, для того, чтобы подтвердить заявленный срок годности нужно несколько миллионов рублей (в зависимости от количества продукции). А чтобы заменить оборудование, нужно несколько десятков миллионов.

Да и что греха таить, в конечном счете стоимость штрафов закладывается в стоимость продукции, за которую платит потребитель.

Помимо штрафов Роспотребнадзор выдает предписание по найденным нарушениям, по которому нужно отчитаться в установленный срок.

Не стоит безмолвно соглашаться со всеми пунктами предписания. У вас есть 3 месяца на то, чтобы его обжаловать. Стоит потратить это время на изучение реальных ваших обязанностей и сравнение с тем, что вам написал Роспотребнадзор.

---

Хочу напомнить, что в INSTAGRAM есть хорошая возможность получить бесплатную консультацию по вопросам проверок и их последствий :(

Не стесняйтесь писать и задавать вопросы, мне всегда интересно разбираться в проблемных и спорных ситуациях.

Буду рад вашим комментариям и вопросам.