Найти тему
неЮристъ

Навязывать допуслуги при заключении с потребителем договора через Интернет нельзя

Роспотребнадзор дал разъяснения об особенностях заключения договора дистанционным способом.

Автор: NordWood Themes. Взято тут: https://unsplash.com/photos/EZSm8xRjnX0
Автор: NordWood Themes. Взято тут: https://unsplash.com/photos/EZSm8xRjnX0

Ведомство проинформировало о своей позиции, которой оно придерживается при рассмотрении споров о добросовестности используемых продавцами и исполнителями приемов и техник заключения click-wrap-соглашений (то есть договоров, заключаемых путем щелчка мышью по клавише "я согласен", если это сопровождается текстом такого договора и описанием ценовых и иных условий сделки).

При этом само по себе проставление "галочки" под условиями договора, изложенными на сайте продавца (исполнителя) в сети Интернет, не свидетельствует о том, что данная подпись была получена в порядке свободного волеизъявления и о наличии у потребителя возможности отказаться от данного условия.

К обстоятельствам, очевидно свидетельствующим о том, что согласие потребителя было явно и осознанно выраженным, можно отнести следующие условия:

  • потребителем получена полная и достоверная информация о товаре (услуге) - к отметке о согласии под отдельными условиями ("галочки")) прилагается текст с описанием ключевых потребительских свойств приобретаемой услуги и потребитель без дополнительных переходов по ссылкам и документам может сформировать безошибочное представление о полезности приобретаемой услуги (товара) и условиях ее (его) приобретения);
  • в веб-форме или программном обеспечении отсутствуют заранее проставленные отметки ("галочки"), которые сами по себе порождают возникновение юридически значимых последствий (если продавец или исполнитель рассчитывает на то, что невнимательность клиента приведет к приобретению им допуслуг, несению дополнительных расходов или отказу от каких-либо прав - это может рассматриваться как недобросовестное поведение).

Если потребители понесли незапланированные расходы, были лишены возможности отказа от оплаты ненужных опций (в том числе дополнительных товаров и услуг) необходимо обращаться к виновному лицу (в данном случае - к исполнителю услуг) с претензией, а в случае если вопрос не разрешен - в территориальные органы Роспотребнадзора, приложив к обращению необходимые документированные доказательства, а также претензионную переписку.

Навязывание дополнительных услуг ст. 16 Закона "О защите прав потребителей" запрещено. Компания, виновная в нарушении одного из основополагающих прав потребителей на свободный выбор услуг, должна возместить потребителю все убытки, включая цену навязанной услуги. Указанные недобросовестные действия могут быть основанием для проведения административного расследования, а в случае получения массовых жалоб - предметом группового иска со стороны Роспотребнадзора в защиту группы пострадавших потребителей.

Что, как и почему см.: Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 5 ноября 2020 г. "Об особенностях click-wrap-соглашений"

Больше интересного в ТГ-канале неЮристъ