В Переславле-Залесском, подобно многим городам, входящим в Золотое кольцо изначально или примкнувшим к этому туристическому маршруту недавно, просто море тематических музеев. Для гостей города открыты музей чайника и утюга, паровозов и денег, Дом Берендея и музей Александра Невского, есть даже музей хитрости и смекалки. Похожи они на классические музейные экспозиции или представляют интерактивные развлекательные площадки по заданной тематике, сказать не могу, не были.
Есть в городе и главный музей – Переславский музей-заповедник, расположенный на территории бывшего Горицкого монастыря, закрытого еще при Екатерине II. Надо заметить, что музей Переславля один из крупнейших провинциальных музеев России, свою историю ведёт с 1918 года. Воспользуюсь фото с чужого ресурса, чтобы наглядно показать, что представляет собой музейная территория.
Площадь музея компактная, все объекты расположены в шаговой доступности друг от друга. Если Вы фанат музеев, то, приехав в Переславль, обязательно не упустите возможности здесь побывать.
Основу музейной коллекции составляют предметы религиозного и светского искусства, вывезенные после революции из монастырей и усадеб Переславского края. На сегодняшний день собрание музея насчитывает около 95 000 экспонатов, среди которых коллекция деревянной скульптуры и древнерусской иконописи, сокровища монастырских ризниц, предметы крестьянского обихода и дворянского быта. Девять экспозиций можно посетить по единому билету стоимостью – 350 рублей (взрослый без льгот).
Уже не раз писала, что довольно редко в летних путешествиях посещаем музеи. В Переславле были неполный день, но посещение и «Ботика Петра I» (к слову, это филиал музея-заповедника), и самого Переславского музея запланировали ещё в ходе подготовки поездки. На экспозиции идти не планировали, собирались погулять по территории, подняться на колокольню и заглянуть в крупнейшее здание Горицкого монастыря – Успенский собор.
Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник:
- Переславль-Залесский, Музейный переулок, д.4
- Май-сентябрь – с 10.00 до 18.00, по субботам до 19.00 Продажа билетов прекращается в 17:45, по субботам — в 18:45
- Октябрь-апрель - ежедневно с 10.00 до 17.00 (продажа билетов прекращается в 16:30)
- По понедельникам работают только территория, Успенский собор и колокольня, экспозиции закрыты для посещения.
- Актуальную информацию можно отслеживать на сайте музея
Вход на музейную территорию осуществляется через насыщенные декором Проездные ворота. По левую руку от входа – пышно украшенная Палата привратника (здесь находится музейный визит-центр, где оформляются экскурсии) и Святые врата с Никольской надвратной церковью.
Справа от входных ворот напротив друг друга расположены две билетные кассы. В одной продают только входные билеты на территорию, прогулка по музею будет стоить 50 рулей. В качестве второй билетной кассы используется деревянная часовня из деревни Старово, которая появилась в музее в 1983 году. Здесь продаются билеты на музейные экспозиции.
Замечу, что внутри музеев касс нет, билеты продаются только на входе. Кроме единого билета на экспозиции и входного выделены ещё два билета – на колокольню (100 рублей) и в Успенский собор (100 рублей).
Сразу за кассами в гуще зелёной растительности находится бюст Юрия Долгорукого (скульптор – С. Орлов). С разной степенью достоверности сыну Владимира Мономаха приписывают основание многих городов древней Руси, в числе которых Москва и Переславль-Залесский.
Колокольня, примыкающая одной стеной к монастырской ограде, возводилась во второй половине XVIII века. На первом этаже была церковь Богоявления. По словам исследователей, изначально предполагалось построить пятиярусную колокольню. Но с большими трудностями и перерывом в строительстве удалось «осилить» лишь четыре. Особо внимательные посетители музея смогут заметить отличия в архитектурном убранстве последнего яруса от нижних трёх.
В настоящее время верхний ярус колокольни служит смотровой площадкой для посетителей. При подъёме сначала придётся подниматься по каменной лестнице, верхние пролёты устроены из дерева. Наверху достаточно вместительная площадка. Надо заметить, что колокольня выглядит массивно, основательно, даже приземисто, о лёгкости и изяществе речь здесь не идёт.
Главное удовольствие от подъёма на все башни и колокольни – вид сверху на окрестности. Переславская «высотка» - не исключение, отсюда открывается великолепный вид на старую часть города и соборы Горицкого монастыря.
В 50-х годов XVIII века в Горицком монастыре развернулись обширные строительные работы. Грандиозный по замыслу проект (имя автора исследователям до сих пор выяснить не удалось) предусматривал как перестройку существующих на тот момент монастырских строений, так и возведение нового большого собора с примыкающим к нему зданием, называемым Гефсиманией. Работы начались, но всё задуманное воплотить в жизнь не удалось.
Когда-то несохранившееся здание Гефсимании и собор представляли единое целое, до наших дней сохранился лишь Успенский собор, своим пышном убранством напоминающий дворец.
Что можно увидеть внутри? Своды и стены собора украшены лепными картушами, вензелями, цветочными гирляндами, изображениями ангелов. Дополнительное очарование создают цвета: белая лепнина очень выигрышно смотрится на голубом фоне.
Со сводов храма на затейливых длинных цепях спускаются большие нарядные люстры-паникадила. Часть стен собора кроме лепнины украшают живописные панно.
Конечно, отдельного внимания достойно главное украшение храма - иконостас, который возвышается от пола до основания главного свода. Своим великолепием резная золоченая алтарная преграда выделяется даже на фоне пышной отделки стен. Работы по изготовлению иконостаса были завершены в 1759 г. Всю резьбу выполнили мастера московской артели Якова Жукова. Живопись икон (иконостас составляют пять рядов икон) принадлежит художникам из иконописной мастерской Ново-Иерусалимского монастыря.
Второй храм Горицкого монастыря, дошедший до наших дней, Всехсвятская церковь. Сооружена она в последние десятилетия XVII века, декорирована, правда, не так нарядно, как Успенский собор. На фасадах церкви сохранились белокаменные оконные наличники, угловые полуколонки и полукружия. В церкви и примыкающей к ней трапезной палате, а также в здании Духовного училища нынче располагаются музейные экспозиции.
Кроме колокольни на музейной территории есть звонница, которая также используется в качестве смотровой площадки.
Звонница была выстроена в конце XIX века для нужд духовного училища на месте одной из башен в ограде монастыря (находится между двух храмов). Она двухъярусная, небольшая, можно сказать, даже миниатюрная. В бытность духовного училища отсюда подавали сигнал о начале занятий, трапезы и молитв. Сейчас можно подняться и взглянуть с небольшой высоты на город и окрестности.
Со звонницы можно рассмотреть и саму монастырскую ограждающую стену. Понимаю, что раньше по ней можно было гулять. Нынче эта опция недоступна.
В дальнем углу музейной территории (если смотреть от входа в музей) была приоткрыта дверь, через которую можно подняться на стену. Естественно, заглянула, но правила не нарушала - не поднималась. Понимаю, что состояние стены не позволяет в данный момент допускать посетителей наверх. Жаль, конечно. Но есть надежда, что когда-то это станет возможным.
Замечу, что этот «угол» очень атмосферный. Сюда редко заглядывают посетители, ограничиваются храмами и музеями. Здесь располагаются хозяйственные постройки, в которых находится музейная администрация. Монастырская стена с угловой башней, буйная растительность, протоптанные дорожки, заросший пруд. Складывается ощущение, что ты либо в крепости, либо в уединённой обители, ну никак не в музее.
Наша прогулка по музейной территории с заходом в Успенский собор и подъемом на колокольню и звонницу заняла час с небольшим. Если в планах посещение музеев, требуется закладывать значительно больше времени.
Думаю, ещё вернусь. Очень меня заинтересовала экспозиция «Посторонним вход разрешен (фонд открытого хранения)». Узнала о ней на музейном сайте. Задумывалась как временная выставка, но настолько пользовалась спросом у посетителей, что решили сделать постоянной экспозицией. У петербургского Эрмитажа есть фонд открытого хранения в Старой деревне, хотелось посмотреть, как выстроена подобная переславская экспозиция. В этот приезд не попала, так что будет повод приехать ещё раз)
Данная заметка из серии о летнем путешествии нынешнего 2020 года. О Рязани можно прочитать здесь. В ближайших планах рассказ о прогулке по Переславлю и серия заметок о Гороховце.
Если есть желание, присоединяйтесь к моему каналу. Всегда рада новым подписчикам.