Известный современный фотограф Сергей Максимишин составил список советских фотоклассиков, чьи работы надо смотреть обязательно. Как он сам пишет, "Эти 20 человек, поколение богов и героев, за 15 лет - с 25 по 40 - сделали немыслимо много." Здесь я покажу подборку кадров этих фотографов, но посвящена она будет одной теме - деревне. А значит и колхозам.
Почти всегда на этом канале я показываю фотографии ученых и этнографов, а также путешественников, цель которых - снять репортажное фото, максимально отражающее жизнь и быт людей, которых они снимают. В таких фотографиях минимум постановки.
Однако в этой статье многие фотографии будут постановочными. Просто потому что, во-первых, это искусство, а искусство всегда условно. Автор показывает то, что он хочет показать. И фотография подчинена его идее.
А во-вторых, зачастую советские фотографы снимали по заданию работодателя (то есть конкретного государственного издания, или госструктуры).
Вот, например, история из жизни одного из известных советских фотографов - Варфоломея Тетерина. Про этого фотографа есть отрывок в эссе об Андрее Вознесенском, написанном режиссером и сценаристом Вячеславом Лобачевым:
"Варфоломей Тетерин более двадцати лет был фотокорром ТАСС по Восточной Сибири. Он напрямую подчинялся идеологическому отделу ЦК КПСС, а потому имел неограниченные полномочия в сфере своей деятельности. Территория, на которой правил бал Тетерин, была фантастической: от Красноярска до Анадыря, от Норильска до Владивостока! Центрами постоянного его обитания были города Якутск и Мирный.
И вот Варфоломей получает задание: «Показать мощь Советского Севера». Он летит в Магадан и на три дня, в разгар навигации, закрывает… Колымскую трассу. В городе скапливаются сотни большегрузых машин. Наступает момент, когда Тетерин даёт отмашку: «Поехали!». На трассе впору устраивать авторалли. Но над ней летит вертолёт, и фотограф в рупор командует движением: кому обгонять, кому притормозить, кому свернуть на зимник. И попробуй кто из водителей не послушаться! Фотограф в миг мог вернуть всех на исходную...
Задания Варфоломею практически всегда передавались правительственными телеграммами с пометками «срочная» или «молния». Тетерин, по мере сил, всё делал вовремя. Поэтому ему многое сходило с рук. Но вот как можно выполнить такую прихоть боссов из ЦК: показать эмоциональное состояние рабочего класса?!
И что придумал фотограф? В октябре, когда мороз хулиганил около двадцати, Варфоломей в полушубке ложится поперёк отполированной до блеска тяжёлыми самосвалами технологической трассы: трубка «Мир» – обогатительная фабрика. Вот по ней несётся одинокий «четвертак» – 25-тонный «КРАЗ». Водитель замечает лежащего на дороге человека, давит на клаксон. Тому хоть бы что. Машина начинает торможение, и останавливается в трёх метрах от лежащего Варфоломея. Водитель открывает дверцу, и тут «оживает» Тетерин. Он распахивает полушубок, наводит на водителя Canon, начинает его щёлкать. У того под рукой оказывается монтировка, он спрыгивает на землю. Эмоции и разные слова льются через край, рядом останавливаются ещё несколько самосвалов. Варфоломей, спасаясь от водителя, несколько раз обегает вокруг «КРАЗа», но успевает отщёлкать плёнку. Затем он прыгает за обочину, где его уже никто не обидит… Задание Родины выполнено".
Не могу ручаться, что большинство из показанных тут кадров советских фотографов не сделаны также по заданию правительства, и не подчинены какой-то идее. Поэтому рассматривать их лучше не как что-то документальное, а скорее как художественные кадры.
Хотя, даже постановка в чем-то да отражает действительность. Люди на ней из начала ХХ века, дома тоже, техника тоже.