Два художника – один медведь
Белый, стеклянный, советский…
В 1960-е флакон претерпел очередную трансформацию. Адель Яковлевна умерла в 1942 году, поэтому она не могла быть автором этих преобразований. Производство флаконов было значительно упрощено. Сосуды изготавливались способом автоматического выдувания в чугунные формы. Трещинки «кракле» исчезли, их сменили выпуклые тонкие линии на тулове флакона, заложенные в рельеф формы.
Сделано это было из экономических соображений: «кракле» требовало дополнительных манипуляций со стеклом, а рельеф получался сразу, в процессе изготовления. Но такие линии уже не передавали блеска льда.
Первые «удешевлённые» флаконы без кракелюр 1960-х годов можно отличить по все ещё притертым стеклянным крышкам. Вместе с тем качество исполнения фигурки медведя на крышке было пока на высоком уровне.
В 1970-х годах произошли самые значительные изменения в облике флакона. Притертая стеклянная пробка была заменена сначала на латунную, а затем на пластмассовую винтовую. На горле флакона также появилась винтовая нарезка. Выпуклые тонкие линии на тулове исчезли, и рельеф напоминал уже не глыбу льда, а скорее каменную кладку. В это же время фигурка медведя потеряла свой четкий облик, она словно слилась воедино с вершиной скалы.
Очевидно, связано это с тем, что техника изготовления флаконов была усовершенствована, появились новые стеклоформующие машины. Первоначальная форма, изготовленная по проекту Адели Якобсон, была заменена на новую, более удобную форму для этой техники. Чугунные формы, в которых формовали стекло, изготавливались по гипсовому слепку, который, в свою очередь, отливался по вылепленной вручную восковой или пластилиновой форме-матрице. Очевидно, художник, который выполнял эту работу, сознательно сделал такие изменения в облике зверя, которые привели, увы, к утрате его первоначального облика. В результате медведь на крышке флакона стоял уже не на четырёх лапах, а на двух столпообразных опорах. От прядок шерсти остались только редкие пунктирные линии, исчез рельеф хвоста, а мордочка лишилась четкости контура. Зверь уже мало походил на своего прототипа с рисунка Малевича, и напоминал скорее бобра, чем медведя.
В 1970-е годы этикетка была заменена на овальную, на которой гордо красовался Знак качества. Впрочем, знак этот относился не к упаковке, а к содержимому флакона, качество которого оставалось на самом высоком уровне.
А. Чуканова. Хранитель коллекции стекла ГВСМЗ
Окончание следует
[1] В 1958 году одеколон «Северный» был удостоен главного приза – Grand-Prix международной выставки в Брюсселе вместе с духами «Каменный цветок» и «Черный ларец».
Источники:
Российская государственная библиотека. Золотой юбилей парфюмерного производства Товарищества Брокар и К° в Москве. 1864–1914. М. 1915.
АРТГИД. Александра Шатских. Флакон Малевича. Упаковка мечты. https://artguide.com/posts/1382.
В.В. Кожаринов. Русская Парфюмерия. М. 1998.
http://www.43info.com/kazimir_malevich_bottle_cologne_severny/
Интернет - аукцион «Мешок». https://meshok.net/?search=%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD+%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD+%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9
До 10 января 2021 года на выставке «Хрусталь бесценный и старинный» в Музее хрусталя имени Мальцовых можно увидеть великолепное художественное стекло с конца XIX века до 1917 года – период наивысшего подъема технико-технологического потенциала Гусевского хрустального завода.
Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Ждём ваших комментариев!
Будьте в курсе наших событий! Заходите и присоединяйтесь по ссылке к нашему телеграм-каналу: ВСМЗ