Найти тему
Время МСК

Премьера в театре «Наций» – «Наше все… Циолковский»

Театр «Наций» представил моноспектакль «глазами» старшей дочери ученого Константина Циолковского

В театре «Наций» продолжаются премьерные показы моноспектакля «Наше все… Циолковский» о жизни учителя математики в гимназии, ставшего великим ученым и изобретателем аэродинамической трубы, аэростата, космической ракеты, первого скафандра – Константина Эдуардовича Циолковского. Спектакль поставил режиссер Андраник Саатчян. Главного и единственного персонажа – Любовь Константиновну Циолковскую великолепно сыграла Анастасия Егорова.

Анастасия Егорова
Анастасия Егорова

Действие спектакля происходит на камерной сцене театра «Наций» – «Новое пространство». Из декораций на сцене лишь стул, да экран на заднике, на котором во время действа оживает мультимедийная картинка – то потоп с проплывающей и мяукающей кошкой, то взрыв салюта… На актрисе совсем простенькое «детское» платьице, коричневые «безразмерные» ботинки без шнурков (они тоже становятся в определенный момент «декорацией»). Анастасия Егорова играет на скрипке. Именно живая музыка, вплоть до «капелек» дождя, и погружает зрителя во времена детства Любы Циолковской – отличный и точный ход, абсолютно ничего лишнего.

Среди зрителей были две девочки 8 и 10 лет, хоть на афише и указан возраст 12+. Обе увлекаются космонавтикой, и родители привели их на этот спектакль. Девочки смогли прикоснуться к истории удивительного человека, чьи труды, спустя десятилетия, были взяты за основу при создании ракетно-космической техники, а также многих других разработок.

В основу этой уникальной постановки легли воспоминания старшей дочери ученого, написанные на 20 страницах. Всего за один час, столько длится спектакль, Люба рассказала о своем отце, «всюду ходящего со своей слуховой трубкой», то, чего не расскажет никакая биография. Старшая дочь ученого в первую очередь воспринимала Циолковского, как отца, а уже потом, как ученого.

Она «в лицах» (папа, мама, брат Игнат, директор гимназии, классная дама, соседка-француженка) и красноречивых жестах рассказала, как был устроен быт большой семьи Циолковских. Кроме старшей дочери, было еще шестеро детей.

Комната папы была заставлена разными приборами, что «его самого, порой, не было видно, лишь руку, плечо или профиль». Он постоянно работал, изобретал и ни у кого не просил финансовой помощи – все труды были опубликованы на средства семьи, как и проведение самих испытаний различных агрегатов. Жена Циолковского – Варвара ни в чем не мешала супругу, держала все хозяйство на себе, обшивала семью, распределяла расходы, ужимая семейный бюджет «в очередной раз, переводя семью на картошку и хлеб». Но никто и никогда не жаловался, хоть и жили скромно на папино жалованье учителя математики (ученики его любили и называли ласково «Птицей»). Родители учили детей всему, а главное – любви и добру.

Любе три года, и папа, абсолютный «отшельник», наука – превыше всего, учит дочь читать. Он создает для нее специальный красочный букварь и учит читать и писать с помощью спрынцовки. «А, – говорит папа, – Аэростат. Аэродинамика». Люба повторяет, и пытается написать. «Б, - продолжает «учитель», – Барометр. «В» – Воздух». Так Люба прошла всю Азбуку. Она плакала, папа расстраивался, когда у дочери не выходила орфография, и тогда мама давала каждому малиновое варенье, от которого становилось хорошо и все успокаивались.

Папа рассказывал детям обо всех своих изобретениях. Однажды, наряжая всей семьей елку на Новый год, он понял, как должна выглядеть ракета, которая непременно полетит в космос и обязательно к Луне, чтобы и экипажу хватило места, и их запасам, и, главное, топливу. Он рассказывал детям о елке-ракете и об отсеке с топливом, а также о частях, которые будут «отваливаться» и в конечном итоге останется только «сама елка с экипажем». Слушаешь Любу о научном достижении и понимаешь, что девочка рассказывает о нем настолько простыми словами, что понятно каждому.

Когда не стало сына Игната (он рано ушел из жизни), папа не работал целый месяц. Настолько тяжело ему было потерять ребенка, который еще и жизни-то не видел, а главное, подавал надежды в математике. И Циолковский думал, что именно Игнат станет продолжателем его гениальных идей. Спустя несколько лет, папа рассказал Любе, что во сне видел Игната. Во сне они оба были на Луне в каком-то странном одеянии с длинной трубочкой. Догадались? Да, это и был «костюм космонавта». Даже после смерти детей у родителей с ними невероятная связь, и Игнат помог отцу разработать первый скафандр для полета в космос.

Спектакль поражает именно обычной историей жизни семьи Циолковского. Каждый задумывается о чем-то своем, возможно, что-то переосмысливает в своей жизни.

Самыми главными цензорами спектакля, оказались дети. Они аплодировали, благодарили своих мам за возможность прикоснуться к истории великого человека, навсегда вошедшего в нашу историю. Ведь, действительно, где еще узнаешь столько любопытного, как не в этом моноспектакле. Так что приходите, несмотря на пандемию, смотрите сами, вы получите незабываемые эмоции и кучу знаний.

Время МСК

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц