Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

«Непростые люди» в славянских селениях: колдуны, кликуши, знахари

Оглавление

В славянских селениях среди обычных людей всегда жили те, кого боялись и одновременно уважали. Колдуны, знахари, талантливые умельцы — рассказываем, о ком на Руси говорили «с нечистой силой знается», кого винили в погибшем урожае или эпидемиях, но при этом к кому частенько обращались за помощью и в чьи слова вслушивались.

Носители тайных знаний

Григорий Мясоедов. Опахивание (фрагмент). 1876. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Григорий Мясоедов. Опахивание (фрагмент). 1876. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Издревле славяне верили, что мир населен злыми духами, которые могут проникнуть практически повсюду. Считалось, что в поселениях бок о бок с обычными людьми живут полудемонические существа со сверхъестественными способностями. А стать таким мог любой: бес вселялся в человека против воли или по договору. Например, колдуны и ведьмы якобы вступали в сговор со злыми духами, чтобы получить свою силу. Бесовской дух по ночам покидал тело хозяина, превращался в животное или насекомое и вредил соседям. Также славяне верили, что нечисть могла проникнуть в человека с едой — если она, например, хранилась в посуде без крышки.

В деревнях «непростые люди» жили по соседству с селянами. Тайными знаниями, по мнению славян, владели и мастера — кузнецы, гончары, плотники и другие ремесленники, труд которых крестьянам было не так просто освоить. Конечно, за подмогой обращались ко всем — не только к кузнецам и плотникам, но и к знахарям, ведьмам. Внимательно слушали крики кликуш, пытаясь угадать в них некие смыслы, и звали на свадьбы колдунов: считалось, что это гарантирует молодым счастливую жизнь.

Колдуны и ведьмы

Михаил Нестеров. За приворотным зельем (фрагмент). 1888. Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов
Михаил Нестеров. За приворотным зельем (фрагмент). 1888. Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

В Древней Руси магической силой, по поверьям, обладали волхвы — языческие жрецы. Они предсказывали судьбу — таинственно и весьма туманно. После Крещения Руси волхование объявили бесовством, однако еще долго жрецы считались носителями магического знания, их уважали и простой народ, и знать.

Из представлений о древних волхвах родился и образ колдуна. Считалось, что магию они практикуют, чтобы вредить людям: насылать мор, губить урожай, портить отношения между соседями и домочадцами, превращать людей в животных.

Читайте также:

«Детские» русские традиции. Что такое «принести в подоле» и «обмыть копытца»?

Упырь, русалка, домовой. В какую нечисть верили наши предки?

Образ злого мага был окружен множеством примет. Например, считалось, что чародеем мог стать внебрачный ребенок в третьем поколении или седьмой подряд мальчик в семье. Представляли колдунов горбатыми, хромыми или слепыми, с длинными седыми волосами. Они якобы рождались с двумя рядами зубов, и, когда выпадал последний, сила покидала мага. Колдуны считались оборотнями, могли превращаться в волка или мотылька. Как и у других полудемонических существ, у них якобы было две души — бесовская и человеческая.

Михаил Клодт. Колдунья (фрагмент). 1891. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Клодт. Колдунья (фрагмент). 1891. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

По поверьям, магическими способностями обладали и женщины — ведьмы. Они получали ведовство по наследству или от нечистой силы по своей воле, по договору. Ведьм представляли горбатыми, хромыми, с крючковатым носом и тоже двумя рядами зубов, а самые сильные из них даже обрастали мхом.

Знахари

Григорий Мясоедов. Знахарь (фрагмент). 1860. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов
Григорий Мясоедов. Знахарь (фрагмент). 1860. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

В каждом деревенском доме хранились святая вода и лечебные травы, их применяли при болезнях. Но если подручные средства не помогали, шли к знахарям — лекарям-самоучкам, которые заменяли в деревнях врачей. Они лечили зубную боль и грыжу, лихорадку и бессонницу у детей, душевное расстройство и даже любовную тоску. Знахари читали заговоры, использовали для лечения растения и их отвары, воду, магические предметы — ножи, щепки разбитого молнией дерева. Наговаривали волшебные слова на соль, чеснок, хлеб и давали съесть больному.

Как правило, это были люди в возрасте — одинокие холостяки или пожилые вдовы. Однако их дар часто связывали с посещением потустороннего мира: знахарями люди могли стать после тяжелых травм и затяжных болезней.

Андрей Шишкин. Травник (фрагмент). 2012. Частное собрание
Андрей Шишкин. Травник (фрагмент). 2012. Частное собрание

Внешне знахари не отличались от простых селян, они не скрывали своего занятия. Но свои познания хранили в тайне от посторонних, заговоры чужим людям не рассказывали и читали их шепотом, поэтому часто таких лекарей называли «шептунами». Умереть, не передав умения, считалось у знахарей большим грехом. Со стороны или среди родственников они набирали последователей, которых обучали всем премудростям.

Кликуши

Константин Савицкий. «С нечистым знается» (фрагмент). 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Савицкий. «С нечистым знается» (фрагмент). 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Кликушескими припадками, по поверьям, страдали замужние женщины, в которых вселялись бесы. В деревнях кликушество порой принимало характер эпидемий.

Это, по народному поверью, юродивые, одержимые бесом, кои, по старинному обычаю, показывают штуки свои преимущественно по воскресеньям, на погосте или паперти церковной. Они мечутся, падают, подкатывают очи под лоб, кричат и вопят не своим голосом; уверяют, что в них вошло сто бесов, кои гложут у них животы, и проч. Болезнь эта пристает от одной бабы к другим, и где есть одна кликуша, там вскоре показывается их несколько.
Владимир Даль. Из книги «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»

Считалось, что кликуша своим поведением не причиняет вреда: бес мучает ее, и она пытается избавиться от страданий. К кликушам относились как к жертвам, больным и трудноизлечимым, жалели и всячески помогали. Однако неясные выкрики их часто считали пророческими.

Мастера-профессионалы

Лавр Плахов. Кузница (фрагмент). 1845. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Лавр Плахов. Кузница (фрагмент). 1845. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Наделяли божественными знаниями жители деревень и мастеров — в особенности гончаров и кузнецов. Ремесленники умели обрабатывать природные материалы, управляли огнем, имели представление о химических процессах. Для крестьян, которые не обладали особыми знаниями, красивая керамическая посуда из обычной глины была сродни чуду. А мастер считался носителем тайного знания, без которого его умения ничего не значили.

Такими же тайнами было окутано в деревнях и кузнечное мастерство. Крестьяне наделяли кузнеца необыкновенной мифической силой: в сказках он мог перековать высокий голос в низкий и с помощью молота и наковальни выковать брачные узы.

А вот плотники, печники и каменщики, по поверьям, знались с нечистью. Считалось, что рабочие, если не заплатить им по договору, могут заселить в дом чертей и хозяевам придется искать новое жилище.

Автор: Маргарита Ковынева