Найти в Дзене
Оксана Дёмина

#журналистика_не_преступление

В понедельник, 13 июля, у здания СИЗО в Лефортово прошла акция в поддержку Ивана Сафронова. Встречу организовал независимый профсоюз журналистов работников СМИ с целью привлечения внимания к судебному процессу.
Пятью днями ранее бывшему корреспонденту «Коммерсантъ» и «Ведомости» предъявили обвинение в государственной измене. Это вызвало волну негодования среди его коллег и читателей, повлекло

В понедельник, 13 июля, у здания СИЗО в Лефортово прошла акция в поддержку Ивана Сафронова. Встречу организовал независимый профсоюз журналистов работников СМИ с целью привлечения внимания к судебному процессу.

Пятью днями ранее бывшему корреспонденту «Коммерсантъ» и «Ведомости» предъявили обвинение в государственной измене. Это вызвало волну негодования среди его коллег и читателей, повлекло цепочку одиночных пикетов у здания ФСБ на Лубянке, организованных в тот же день.

Сторонники Сафронова уверены – обвинения ложны.

Они требуют открытого судебного процесса и реальных доказательств его виновности.

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Почему обвинениям никто не верит?

Иван потомственный журналист, пришедший на должность спецкора «Коммерсанта» еще в студенчестве. Он много лет создавал, а затем поддерживал репутацию серьезного журналиста и настоящего патриота. Иван писал о военных действиях и гибели солдат за рубежом, поставках вооружений, коррупции в оборонно-промышленном комплексе. Он всегда пользовался безоговорочным авторитетом среди коллег.

Кто выразил свою поддержку?

В телеграм-канале «СвободуСафронову!» ежедневно публикуются видеообращения журналистов с требованиями об открытости судебного процесса. На данный момент на канале находится несколько десятков видеороликов. Первыми в защиту журналиста выступили сотрудники редакции «Комерсантъ» с групповым обращением, далее к ним присоединились Александр Невзоров, Татьяна Лазарева, Леонид Парфенов, Михаил Шац, Арина Бородина.

«В стране действует презумпция невиновности. У Ивана должно быть полное право отстаивать свое доброе имя, в том числе и публично» – член СПЧ Екатерина Винокурова.

Союз журналистов России направил запрос на имя директора ФСБ Александра Бортникова с просьбой предоставить информацию о связи дела Ивана Сафронова с его журналистской деятельностью.

Профсоюз журналистов написал открытое письмо с требованием о прозрачном расследовании дела Сафронова.

«Мы уверены, что Иван не должен находиться за решеткой. Журналист не террорист, не изменник Родины и не преступник. Чтобы утверждать обратное, нужно предъявить убедительные обвинения, проводить расследование и судебные слушания непредвзято, открыто и доступно для всего общества.»

На данный момент письмо подписало более пятисот коллег Ивана. Ознакомиться с полным текстом письма и оставить свою подпись можно на официальном сайте профсоюза profjur.org.

Как проходили задержания?

Одиночные пикеты на Лубянке в день обвинения проходили несколько часов. Большая часть собравшихся выражала солидарность молча, не имея при себе плакатов, за них моментально сажали в автозак. «Акция не согласована, просьба разойтись» – неустанно напоминали полицейские. Малейший признак участия в пикете оборачивался пришедшим в поездку до ОВД Хамовники. Самый продолжительный пикет выстояла корреспондентка «Медузы» Лилия Яппарова – рекордные 5 секунд. Активиста Михаила Самина задержали за рюкзак, на котором бегущей строкой высвечивается надпись «Свободу Ивану Сафронову». Журналистку МБХ Анастасию Ольшанскую толкнули при задержании Ксении Собчак, она ударилась головой. Полиция вызвала ей скорую. Всего с Лубянки забрали не менее 25 человек.

Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС
Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Через пять дней у ворот в следственный изолятор Лефортово собралось около сотни журналистов. С часу дня они ждали новостей о деле Сафронова. Проезжей частью толпа разделена на два лагеря: тех, кто посмелее (ожидает у въезда) и тех, кто поаккуратнее (наблюдает за происходящим через дорогу). В обоих случаях задержания происходят молниеносно – никаких плакатов, надписей на футболках, наклеек на ноутбуках. Стоять строго на тротуаре, переходить дорогу запрещено (нет соответствующих указателей). Предупреждения полиции не мешают фотографам неспешно дрейфовать между «берегами».

13:28 – первой задержана журналистка и член ПЖ Софья Русова

14:06 – задержано уже 11 человек.

14:58 – задержали Таисию Бекбулатову, главного редактора издания «Холод» и бывшую журналистку «Медузы»

15:29 – уехал второй автозак с журналистами. Толпа становится заметно жиже.

17:37 – трехчасовой допрос Сафронова закончился. Следователи так и не предоставили никаких доказательств причастности бывшего журналиста к преступлению. К этому моменту ждать у ворот спецприемника остались только самые стойкие.

Адвокат передает: «Сафронов чувствует себя бодро, настроен на борьбу».

18:53 – всех журналистов отпустили из ОВД Кузьминки с обязательством о явке для возможного составления протокола. Ранее передавалось, что полицейские планировали ограничиться «воспитательными беседами» с задержанными.

В этот день задержанных было не менее 18.

Почему это важно?

Выражаясь цитатой из открытого письма ПЖ:

«У нас, журналистов и сотрудников СМИ, больше нет оснований доверять правоохранительным органам. Нашим коллегам — Светлане Прокопьевой, Абдулмумину Гаджиеву, Илье Азару, Петру Верзилову и многим другим — предъявляются необоснованные обвинения. В России установился режим преследования журналистов. Наша профессиональная деятельность не просто опутывается цензурой и самоцензурой, а криминализируется и начинает нести угрозу тем, кто ей занимается. Силовые структуры разрушают институт прессы, лишают свободы слова и нарушают гражданские права.»

Каковы прогнозы по делу Ивана?

На следующий день после допроса на канале «Новой газеты» прошла онлайн трансляция редактора отдела политики Кирилла Мартынова с главредом независимого медиа «Холод» Таисией Бекбулатовой и корреспонденткой «Эхо Москвы» Татьяной Фельгенгауэр. Обе девушки присутствовали на акции поддержки, Таисию задержали. Гости трансляции обсуждали острые вопросы, касающиеся их профессиональной деятельности, в том числе и дело Сафронова. Мне удалось лично получить комментарий Татьяны по этому поводу:

«Я не делаю никаких прогнозов. Мне кажется это отвлекает от того, что мы можем сделать прямо сейчас. Что каждый из нас может сделать для Ивана? Можно написать ему письмо со словами поддержки Лефортово 5 строение 2. Пожалуйста, пишите. Можете дойти в отделение почты неподалеку, бросить в ящик письмо. Можете подписать петицию. Можете распространить информации. Вчера, когда мы стояли у СИЗО, мимо проходила прекрасная, нарядная семья из трех человек. Мама спросила у дочки: «Смотри, стоят люди в одинаковых майках, а кто это, Иван Сафронов?» Наша задача, и ваша задача, если вы хотите присоединиться к компании – по максимуму рассказать кто такой Иван Сафронов и как его преследуют за журналистскую деятельность. Мне кажется лучше сейчас тратить время на это, чем на прогнозы. От того что мы будем делать прямо сейчас те самые прогнозы и зависят.

Кирилл Мартынов: всем советую запомнить, это в принципе касается всех уголовных дел, с которыми мы сталкиваемся в Российской Федерации. У нас как бы появляется дополнительная профессия, ночью разбуди, и мы скажем: одиночный пикет, письма в СИЗО, желательно три обложки от газет и далее по списку.

Как можно помочь?

– Написать бумажное письмо со словами поддержки по адресу: ул. Лефортовский Вал, 5, корп. 2, Москва, 111020. Сафронову Ивану Ивановичу. 1990 год рождения или отсканировать этот QR-код для заполнения электронной формы.

QR-код для заполнения электронной формы.
QR-код для заполнения электронной формы.

– Подписать петицию www.change.org/p/рассекретить-дело-ивана-сафронова-обвинение-должно-быть-публичным

ссылка на петицию
ссылка на петицию

– Поставить специальный стикер на аватарку в Facebook

– Поделиться информацией со знакомыми и друзьями

Выражала свою солидарность на пикетах и у СИЗО Лефортово

Демина Оксана // 2020