Практически все дети рисуют. Кто-то рисует много, кто-то мало и редко. Но рисунок может многое сказать о самом ребёнке, о его психологических характеристиках, даже дать целостный психологический портрет. По рисункам можно определить психокоррекционные задачи и дать рекомендации.
Рисуя тот или иной предмет, ребёнок невольно, а иногда и сознательно, передает свое отношение к нему. Вряд ли ребёнок забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым. А вот тому, что он считает второстепенным и не важным , он будет уделять мало времени.
Если ребёнок нервничает, если что-то его сильно волнует, то на рисунке появятся признаки тревоги.
Рисунок - это всегда какое-то сообщение ребёнка, которые зашифровано в том, что он рисует.
Цветной рисунок характеризует эмоциональное состояние. Есть психологический тест, который так и называется – «красивый рисунок». Этот тест определяет настроение в момент рисования и общий эмоциональный настрой. Бедная цветовая гамма, преобладание тёмных тонов свидетельствуют о нестабильном и неблагоприятном эмоциональном состоянии.
Если необходимо определить отношение ребёнка к ситуации в семье, к домашней ситуации, то желательно предложить ребёнку нарисовать рисунок дома. По тому что будет изображено и как – можно сделать определённые выводы. Отношение к школе может быть выявлены с помощью рисунка школы. Иногда необходимую информацию об актуальных переживаниях ребёнка можно получить, предложив нарисовать рисунок на свободную тему. По тому , что нарисовано, по тому как нарисовано, по расположению рисунка на листе и расположению предметов и объектов друг к другу, можно сделать определённые выводы.
Эмоциональные проблемы и общее психическое психологическое состояние ребёнка видны из формальных показателей рисунка – силы нажима, линии, размер рисунков, их размещение на листе.
На проблемы социализации указывает отклонение от общепринятого способа изображения.
Много интересной информации можно получить из рисунка семьи. В результате анализа рисунка можно выявить представление ребёнка о семейной ситуации: отношения доминирование – подчинения, функции, которые выполняются разными членами семьи, эмоциональной связи между членами семьи.
Важно также выслушать оценку ребёнком своих рисунков, то есть интерпретация. Положительная или отрицательная оценка результатов рисунка скажут об уровне самооценки и притязаний.
Не оставляйте без внимания рисунки детей. При внимательном рассмотрении можно узнать много нового интересного как себе, так и о ребёнке, его представление об окружающем мире, семье, окружении.
Всем Удачи!