В 1813 году Нагорный Карабах был включен в состав Российской Империи по российско- персидскому Гюлистанскому мирному договору. Этому событию предшествовала многовековая история древнего Арцаха, осколка армянского киликийского царства, вынужденного противостоять османским и персидским завоевателям.
В 20-х годах прошлого столетия, во времена послереволюционных смут и преобразований, Армения и Азербайджан воевали за Карабах в 1918-1920 годах, (и армяне тогда войну проиграли) а затем на смену Российской Империи пришел Советский Союз. За “национальный вопрос” в Союзе карали жестко, и коммунистический интернационал был не пустым звуком.
Ввиду этого, на административное деление внутри Союза смотрели сквозь пальцы, и Карабах вместо принадлежности к Армении по историческому и этническому признаку, оказался автономией в составе Азербайджанской союзной республики.
Это заложило бомбу, фитиль которой тлел 70 лет. С распадом Союза войны за Карабах начались вновь, и привели к поражению Азербайджана, а к спорным областям добавились 7 районов, занятых Арменией в качестве буферной зоны вдоль границ Карабаха.
Возрождение Российской Империи вернуло Закавказье в круг национальных интересов России, и, как следствие, вызвало противодействие Запада и Турции, стремящихся распространять в регионе свое влияние.
В Армении была Западом и США была устроена очередная “цветная революция”, к власти пришел популист Пашинян, и далее - закономерные последствия постепенного развала армянской национальной государственности, в том числе - обороноспособности, под лозунгом “Запад нам поможет”
Эрдоган сделал ставку на Азербайджан, в качестве способа утверждения Турецкого присутствия в Закавказье, и убедил Алиева в появлении “окна возможностей” решения Карабахского вопроса и занимаемых Арменией районов.
Начавшаяся 27 сентября война с неумолимой беспристрастностью привела к суровой действительности обе стороны. Эта действительность для Армении заключалась в полной растерянности и ступоре от начала реальной войны, неспособности ее ВПР действовать в условиях военного времени, реальных угроз и стремительно ухудшающейся обстановки на фронте, принимать волевые решения и брать на себя ответственность за них.
Кадровая политика Пашиняна и его окружения, нацеленная на демонстрацию обществу “западного мышления”, привела к отсутствию профессионального командования армией, планирования и организации обороны, одновременно с постоянной оглядкой на Запад в тщетной надежде на его помощь.
Азербайджан, несмотря на численное и военно-техническое преимущество, столкнулся с ожесточенным сопротивлением, увы, немногочисленного армянского ополчения, неся значительные потери и истощая резервы, имея перспективу для своей армейской группировки в Карабахе ведения позиционной войны зимой в горах, и постоянное ожидание возможности военного вмешательства России.
Поэтому, решение России ввести миротворческий контингент в Карабах, и оглашение условий прекращения огня и установления перемирия - были беспрекословно приняты Арменией и Азербайджаном, как единственно возможный способ для них прекратить войну, продолжая которую они не получили бы ничего сверх того, что получили сейчас. А потерять больше - могли.
Особо нелепо выглядит тот факт, что практически к нынешним условиям разграничения и решения конфликта Россия призывала стороны до начала и сразу после начала боевых действий. Но история сослагательного наклонения, как известно, не терпит.
Итог 45-дневной войны вполне закономерен.
- Российское военное присутствие в Азербайджане, с его официального согласия.
- Карабах сохраняет свою, де-факто, независимость, под военным зонтиком российских миротворцев. В некотором смысле, эта независимость и от Армении.
- Население Арцаха возвращается к мирной, а главное - спокойной жизни и уверенности в своей безопасности.
- Российский контроль транзита в Нахичевань.
- Невозможность турецкого военного присутствия в Карабахе
- Возможная смена власти в Армении с прозападной на более пророссийскую, если армяне, конечно, сделают выводы о способности и желании Запада им помогать.