Для работающих длительное время в одной и той же организации хорошее знание своих коллег и того, что можно от них ожидать, дает возможность человеку чувствовать себя «в своей тарелке». Этого не скажешь про новичков, для которых новые сотрудники, начальство да и сама работа поначалу кажутся чем-то зловещим и угрожающим.
На способность ужиться в новом коллективе оказывают влияние два фактора: начальство и коллеги. Рассмотрим каждый фактор по отдельности.
Помощь начальства
Необязательно под начальством имеется в виду именно директор. Это может быть человек, занимающийся работой персонала. Как правило, в хороших организациях новых сотрудников не бросают самих в воду со словами «выплывешь сам», на первых порах их вводят в курс дела и, если нужно, поправляют и корректируют.
Можно сказать, новичку сильно повезло, если на его новом месте работы уделяется внимание адаптации служащего персонала. Если же, это не так, не нужно бояться напоминать о себе: нужно самому интересоваться, спрашивать. Однако, и слишком навязываться не стоит, чтобы не вызвать раздражение. Ну, а если со стороны начальства и коллектива – полный игнор, стоит задуматься, а нужна ли эта работа вообще?
Новые «старые» сотрудники
Бывает так, что коллектив принимает новичка, раскрыв объятия, и оказывает помощь в более быстрой адаптации. А бывает, что коллектив – инертный, который с безразличием относится к новому сотруднику. Существуют коллективы, попав в который новичок должен пройти определенное «боевое крещение», и только потом его могут признать «своим». И, самое неприятное, бывают коллективы, болезненно реагирующие на новых сотрудников и даже пытающиеся их выжить.
На первых порах очень трудно понять, какой коллектив достался. Первое впечатление со временем может оказаться обманчивым. Поэтому, для начала лучше занять выжидательную тактику, присматриваясь к коллегам и ведя себя крайне осторожно, и уж после выстраивать линию стратегии в зависимости от типа коллектива.
Ну, и конечно, не стоит забывать, что многое зависит и от самого новенького, от его поведения, способности себя преподнести, быть тактичным и дружелюбным, но при этом при необходимости отстаивать свои позиции. А еще нужно стараться добросовестно работать, но при этом не быть выскочкой – таких нигде не любят.
В новом коллективе нужно играть первое время по установленным правилом, и только после того, как удастся стать «своим», вполне возможно их изменить.