6,6K подписчиков

Красота голоса не зависит от цвета кожи

605 прочитали

В июльской публикации, посвящённой вопросам блэкфейса - "Как играть Отелло если ты не мавр?" - был поставлен вопрос:

Каких главных персонажей смогут спеть темнокожие певцы и певицы в оперных постановках?

Из известных произведений XIX века сразу вспоминаются "Иоланта" Петра Ильича Чайковского с ролью мавританского врача Эбн-Хакиа, "Отелло" Джузеппе Верди, и его же "Аида" с эфиопскими героями.

В сентябре 1935 года в Бостоне состоялась премьера "народной американской" оперы Джорджа Гершвина "Порги и Бесс", все роли в которой исполняли чернокожие актёры и актрисы. Белых тоже пустили на сцену, но они молчали. Говорят, это было обязательным условием одного из авторов - Айры Гершвина.

Братья Гершовиц
Братья Гершовиц

Музыкальная библиотека TAMS-WITMARK, как лицензиар и правообладатель, до сих пор требует неукоснительного соблюдения правила:

"Порги и Бесс" должны петь только чернокожие.

Большинству европейских оперных театров не собрать сильный чёрный состав, а иначе, разрешения не получить. В 2018 году Венгерская государственная опера обвинила наследников Гершвина в расизме. Чтобы обойти требования правообладателя венгерские артисты должны были подписать документ, в котором они заявляли о своём афроамериканском происхождении. Но правообладателя не проведёшь.

По словам Сильвестра Оковаца, генерального директора театра:

Мы получили указание от TAMS-WITMARK добавить ко всем печатным материалам об опере предложение, что постановка происходит без разрешения и противоречит требованиям к представлению произведения.

А вот так выглядит актёрский состав "Порги и Бесс" в венгерской интерпретации.

Фото с сайта nytimes.com
Фото с сайта nytimes.com

По сюжету действие оперы происходит вроде как в ангаре аэропорта, но декорации сильно напоминают обстановку на железнодорожном вокзале Будапешта в разгар наплыва ближневосточных мигрантов в 2015 году.

Фото с сайта nytimes.com
Фото с сайта nytimes.com

Опера "Порги и Бесс" фактически заложила основу тёмнокожего оперного вокала.

Сопрано Леонтина Прайс в роли Аиды покорила миланский Ла Скала в 1960 году, тогда же став первой афроамериканкой, получившей статус ведущей исполнительницы в "Метрополитен-опера"

В 1961 году в историю Байрёйтского фестиваля навсегда вошла "Чёрная Венера".

Приглашение на эту роль в "Тангейзере" Рихарда Вагнера двадцатичетырёхлетней Грейс Бамбри неонацистские газеты называли "культурным позором".

Виланд Вагнер, внук композитора, получил сотни писем с протестами, но этого его не остановило:

Когда я услышал Грейс Бамбри, я понял, что она идеальная Венера.
Дед был бы в восторге!

Действительно, после первого представления 24 июля восторженная публика устроила тридцатиминутную овацию, вызвав артистов на поклон сорок два раза. Больше всего ликования вызывали появления Бамбри.

Фото с сайта dw.com
Фото с сайта dw.com

Британский оперный бас-баритон ямайского происхождения Уиллард Уайт пел не только в "Иоланте" и "Порги и Бесс". Любители оперы отмечают его крепкие вокальные данные в образе Мефистофеля из "Осуждения Фауста" Гектора Берлиоза и Вотана в тетралогии "Кольцо нибелунга" Вагнера.

Гениальная сцена "Заклинания огня" (не устану это повторять) с Уайтом приобретает особый колорит. Какой типаж! Какой взгляд!

Кто ещё? Притти Йенде, Голда Шульц, Лоуренс Браунли, скончавшаяся в прошлом году Джесси Норман. Бас-баритон Саймон Эстес считает:

Музыка не знает цвета. Пусть это покажется экстремальным, но я думаю, что почти неконституционно, чтобы "Порги и Бесс" исполнялись только чёрными артистами.
Цветные люди могут великолепно петь "Порги". Люди, которые не имеют цвета, также могут петь её великолепно.

Эстес гордится тем, что участвовал в постановке 1977 года Цюрихской оперы, которая, вопреки протоколу, использовала смешанный актерский состав и сыграла двадцать пять аншлаговых спектаклей.

Красота голоса не зависит от цвета кожи.

Традиционная несмешная байка:

Поздно ночью 3 января 1924 года Джордж Гершвин, его брат Айра и автор текстов Бадди ДеСильва хорошо проводили время в бильярдном салоне Ambassador на 52-й улице на Бродвее.

Внимание Айры привлекла статья в "New York Tribune". Речь в ней шла о концерте новой американской музыки, намеченном на 12 февраля - в день рождения Авраама Линкольна. В статье говорилось, что "Джордж Гершвин работает над джазовым концертом ... "

Для композитора это стало новостью. Он начал сочинять 7 января, а 12 февраля мир услышал "Рапсодию в стиле блюз". Несмотря на отсутствие большей части фортепианной партии, успех был триумфальным.

Ещё больше интересных публикаций вы найдёте в каталоге всех статей, нарративов и видео. Жми уже, не бойся!