Найти тему
Стич

Электронная коммуникация: проблема кибербуллинга.

Электронная коммуникация: проблема кибербуллинга.

В настоящее время Интернет представляет собой огромную виртуальную информационную сеть, которая стала неотъемлемой частью жизни каждого человека. Независимо от пола и социальной принадлежности, люди общаются друг с другом большую часть своего свободного времени. Однако, помимо пользы, Интернет-коммуникации порождают страшную социальную проблему коммуникации человечества – кибербуллинг. В данной статье рассматривается влияние кибербуллинга в электронной коммуникационной среде, а так же аспект особенностей его проявления в социальных сетях. За основу анализа взяты интервью подросткового психолога Артема Кондрашкина и Елены Кутузовой – главного психолога центра «Психология».

Актуальность проблемы кибербуллинга.

Стремительный прогресс электронной коммуникации стал частью жизни современной молодежи. С развитием информационных сетей технологий связано распространение феномена интернет-травли, представляющего собой актуальную проблему общества, и нуждающегося в поиске методов решения. Итак, что же такое кибербуллинг?

Кибербуллинг, или же интернет-травля – это виртуальный террор, основанный на агрессии и запугивании пользователей социальных сетей, совершаемый посредством высоких технологий и направленный на нанесение вреда, ухудшение психологического состояния жертвы причинение морального дискомфорта. Это явление распространено в совершенно различных Интернет-сферах, но в большинстве случаев травли приходится на подростковую среду.

Проблема электронной травли актуальна среди исследований ученых психопедагогики, так как многие подростки большое количество времени проводят в интернете и сильнее подвержены риску кибербуллинга. Поэтому, чтобы обеспечить личностную безопасность молодежи, деятельность психологов направлена на поиск методов воспитания культуры подростковой среды в Интернет-пространстве.

Особенности проявления кибербуллинга в социальных сетях.

Проблема прогрессивного развития кибербуллинга связана, прежде всего, с тем, что в современном мире социальные сети стали важной частью жизни практически каждого подростка, где он может высказать свое мнение и доверить личную информацию любому неизвестному человеку. Соответственно, преступнику легко выбрать жертву, оставаясь анонимным и неожиданным явлением, что приводит к контролированию запуганного подростка.

Особенно сильное негативное влияние интернет-травли направленно именно на подростковую среду, так как именно в этом возрасте происходит становление личности за счет отношений в обществе сверстников. А, значит, негативная реакция таких групп может привести к психологическим отклонениям и хуже того, к суицидальному поведению.

Анонимность преступника, его возможность избежать личного контакта дает значительное преимущество в нападении. Затравленная жертва легко контролируема, она будет выполнять любые указания преступника, даже если такая деятельность уголовно наказуема. Кибербуллинг может принмать форму назойливых звонков, угрожающих смс и оскорбительных комментариев в сторону жертвы в блогах и социальных сетях.

Опираясь на особенности Интернет-коммуникации, ученые выделили следующие некоторые разновидности кибербуллинга:

· Флейминг – небольшой конфликт между двумя пользователями социальной сети, выражающийся в обмене эмоциональными репликами. Обычно возникает в публичных местах, например, комментариях, сообществах, группах;

· Самозванство – взламывание аккаунта жертвы и последующее распространение ложной информации, непристойное поведение уже от ее лица;

· Кибертроллинг – публикация негативной информации на веб-сайтах умерших людей с целью провоцирования эмоционального взрыва и аффекта жертвы;

· Клевета – распространение ложной информации в виде текстовых сообщений и фото, направленное на унижение и оскорбление достоинства жертвы;

· Секстинг – одно из самых популярных запугиваний подростков. Оно заключается в распространении фото и видео материалов сексуального характера. В основном, такой вид направлен не только на запугивание жертвы, но и в качестве расплаты за болезненный разрыв отношений в отдельных случаях.

Таким образом, основной целью кибербуллинга является усугубление эмоционального состояния пострадавшего и/или подрыв его социальных отношений.

В кибербуллинге выделяются три основные роли: жертва, преступник и наблюдатель. Характерной особенностью преследователя является скрытность и агрессивное поведение. С учетом анализа их специфики поведения в виртуальном мире, можно, в свою очередь, выделить несколько типов агрессии. Наиболее распространенным является разграничение реактивной и инструментальной агрессии. Если первая возникает как реакция на фрустрацию, то второй тип является намеренным запланированным поведением, использующим агрессию для достижения определённой цели. Реактивная агрессия сопряжена с отрицательными эмоциями (гневом, страхом) и направлена на их снижение. Возбуждающие мотивы имеют дело с положительными эмоциями, которые человек получает от агрессивного поведения.

Характеристика жертвы основывается на основных направлениях исследованиях виктимизации – процесса насильного превращения человека в жертву преступления. Практически любая публикация о кибер-травле прямо или косвенно затрагивает проблему негативных последствий. Исследования показывают, что виктимизация через кибер-издевательства может иметь самые серьезные последствия для здоровья молодых цифровых пользователей и привести к депрессии, тревоге и даже суицидальному поведению. Чем ниже уровень физического и психического здоровья жертв кибербуллинга, тем больше шансов найти психосоматические проблемы, склонность к преступному и агрессивному поведению, социальная тревожность. Страны с более высоким уровнем Интернет-травли имеют более высокие показатели неестественной смертности среди подростков.

Наблюдателями являются незримые аудитории – слушатели, оставляющие за собой право оставаться на стороне конфликта либо вмешиваться, заступаясь за жертву или поддерживая преследователя. На поведение наблюдателя влияют индивидуальные особенности, в частности, уровень морального развития. Феномен анонимного присутствия, свойственный виртуальной среде, способствует повышению уровня морального отстранения. В качества фактора, противостоящего моральному отстранению, рассматривают эмпатию, способность встать на точку зрения, позицию другого.

Анализ интервью с подростковым психологом о влиянии кибербуллинга на молодежную среду современного общества.

В рамках реализации проекта «1 июня!» Пропаганда интернет безопасности в детской и подростковой среде» был создан подкаст с интервью с известным психологом центра «Точка» Кондрашкиным Артемом. Данный проект направлен на выявление главной опасности кибербуллинга и создание методики глобальной проблемы человечества.

Итак, по мнению Артема, в состав Интернет-запугивания входят не только навязчивые преследования в целях запугивания жертвы и причинения эмоциональных травм, но и прямые и косвенные оскорбления, направленные на ущерб репутации и самооценке человека.

Артем выделяет значительную проблему опасности кибербуллинга, которая заключается в том, что прекратить травлю невозможно, что существенно влияет на самооценку ребенка. Психолог указывает на не менее негативные последствия кибербуллинга: он считает, что травля даже морально устойчивого человека может привести к снижению репутации и мировоззрения.

Изучая основные позиции Артема, можно построить цепочку последствий интернет-травли. «… Большое количество кибербуллинга генерируют сами дети подростки молодежь…» - рассуждает психолог. Действительно, сама проблема травли возникает в группе общения ребенка. И чем сильнее происходит снижение морального духа подростка, тем больше он становится замкнутым и подозрительным, подрывается его психологическое состояние.

Главная задача интервью состояла в формировании методики профилактики проблемы кибербуллинга среди подростков. На эту тему у Артема свое мнение, которое заключается в предварительном решении проблемы. То есть, по его мнению, родители должны с детства развивать в ребенке личностные качества, такие как уважение к другим людям, терпение, умение правильно разрешить конфликт. Кроме того, Артем уверен, что если заранее рассказать ребенку об интернете и трудностях, с которыми он, возможно, столкнется в будущем, нападение интернет-преследователей будет менее неожиданным, что позволит смягчить ущерб, нанесенный психологическому состоянию ребенка.

Итак, по мнению Артема, профилактика кибербуллинга заключается в приучивания ребенка к уважительному поведению не только в реальной жизни, но и в социальных сетях. Кроме того, учитывается то, что образцом такого отношения являются родители, которые тоже должны практиковать социальные навыки.

Интервью Елены Кутузовой о виртуальном терроре.

Данное интервью направлено на создание методов борьбы родителей с кибербуллингом в Интернете. В задачи входят выявление влияния травли на ребенка, анализ причин такого поведения преследователей и выделение факторов риска.

Итак, руководитель психологического центра «Психология» Елена Кутузова задается вопросом поведения детей в Интернете и причин кибер-травли в социальных сетях. В первую очередь, она дает несложное определение виртуального террора. По ее мнению, основной его причиной является отсутствие реакции защитного механизма при виртуальном общении. Действительно, общаясь в социальной сети, иногда сложно определить, что хочет от тебя собеседник. Таким образом, преследователь может вести себя грубо, некорректно, зная, что ему за это ничего не будет.

Елена принимает за реальную угрозу такого террора снижение самооценки ребенка, постоянное нахождение в стрессовой ситуации, вследствие чего он становится замкнутым и неуверенным. Кроме того, это может привести к более серьезным отклонениям на психологическом уровне или даже суициду. Упустить ситуацию легко, считает Елена: если ребенок долго не разговаривает на эту тему и не делится переживаниями с родителями, могут возникнуть серьезные проблемы, одними из которых являются вышеперечисленные.

Большое внимание в интервью Елена уделяет примерам о моральном насилии над детьми не особо приятной внешности. «В наше время ведь тоже так было: находился один изгой в классе, которого постоянно пинали…». Тем самым, психолог указывает на то, что если вовремя не спохватиться, не решить проблему каким-то определенным, индивидуальным в каждом случае методом, общественное затравливание может привести к неприятным последствия. А, если террор ведется виртуально, появляется много поводов снизить самооценку ребенка и его репутацию в обществе.

Как и Артем Кондрашкин, Елена считает главной причиной подобных ситуаций родительское воспитание ребенка. При этом, даже «гиперопека» может негативно сказываться на поведении подростка. Кроме того, психолог выявляет еще одну причину кибербуллинга – зависть к более обеспеченным и более красивым детям.

В заключительной части интервью Елена определяет методы профилактики борьбы с виртуальным терроризмом:

· Создать доверительные отношения с ребенком;

· Реагировать на любые проявления агрессии и замкнутости;

· Воспитать в ребенке уважение как к самому себе, так и к окружающим;

· Создать моральную поддержку, даже если ребенок не подвержен кибербуллингу.

Выводы и заключение.

Сравнивая мнения двух психологов можно прийти к выводу, что главными причинами кибербуллинга в современном мире является значительная роль интернета в жизни как ребенка, так и взрослого человека. Развитие виртуального террора так же зависит от воспитания каждого подростка. Действительно, ребенок, росший в неблагополучной семье, более агрессивен, нежели воспитанный в уважении и заботе. Кроме того, психолог Елена Кутузова выделила еще и причину зависти к другим, что тоже является немаловажным в составлении методов профилактики.

По мнению обеих сторон опасность развития кибербуллинга возвышается, если родители не обратят внимания на ребенка. При этом он становится замкнутым и забитым. Последствия травли могут быть различными – от незначительного снижения самооценки до психологического расстройства и суицида.

Профилактику борьбы с виртуальным террором выделила Елена Кутузова. Она определила, что если уделять должное внимание ребенку, его поведению и действиям, можно понять, подвергается ли он травле или нет. А, создав доверительные отношения, можно решить проблему кибербуллинга насовсем. Однако, и Артем прав в своем заключении о воспитании в ребенке уважения к другим и предварительном объяснении действия работы Интернета.

Итак, в заключении можно добавить, что проблема кибербуллинга актуальна и по сей день. Она зависит от психологии поведения каждого человека. Кто-то может стать жертвой, а кто-то завистливым преступником, преследующим негативные цели. Так же можно стать наблюдателем. В таком случае оставаться на стороне конфликта нетактично – следует предпринять какие-либо действия, направленные в сторону защиты жертвы. Таким образом, разрешив хотя бы один случай проявления кибербуллинга можно хотя б немного снизить развитие виртуального террора в наше время и сократить количество подростковых суицидов по всему миру.

-2