Есть один грех, о котором напоминает нам апостол Павел – и которого нет ни в одном из многочисленных пособий по исповеди. Правда, в этих книгах каких только экзотических и невообразимых грехов ни встретишь – но этого – точно нет. Это грех – духовного сладкоречия. Обычно после такой «сладкоречивой» проповеди прихожане говорят: ох, как же говорил батюшка, как же хорошо он говорил! Но стоит спросить – а о чём? – в ответ услышишь: о высоком, о божественном! Кроме сладенького послевкусия – ни в голове, ни в сердце ничего не осталось.
В послании к Колоссянам апостол Павел обращает внимание своих слушателей, что их слово о Христе всегда должно быть… солёным, а не сладким: потому что только такое, приправленное благодатью слово и может достичь человеческого сердца и произвести в нём важные перемены.
У Марины Цветаевой есть такой стих:
Радость — что сахар,
Нету — и охаешь,
А завелся как —
Через часочек:
Сладко, да тошно!
Горе ты горе, — соленое море!
Ты и накормишь,
Ты и напоишь,
Ты и закружишь,
Ты и отслужишь!
Художественная интуиция поэтессы безошибочно подсказала ей: житейская сладость приятна, но в больших количествах – тошнотворна. К слову сказать, конечно, и на одной соли тоже далеко не уедешь. Соль – не пища, а именно приправа, вкусовая минеральная добавка – которая хороша, когда есть, что посолить. Перед нами выстраивается весьма примечательная пара: сахар – сам по себе питателен, но только в умеренных количествах; соль – сама по себе – вредна, и требуется организму только в очень маленькой дозировке, не будучи продуктом питания, а лишь минеральной добавкой.
Если продолжить аналогию со словом о Христе, получается, что «сладкоречие» – подобно сахару – создаёт ощущение быстрого насыщения – правда, также быстро и расходуется. А вот «подсоленное» слово, даже горьковатое немного – возбуждает здоровый аппетит и требует полноценного насыщения, а не перебивания голода конфеткой.
Вот мы и получили чёткий критерий благодатности слова или только «симуляции»: если услышанное живёт в душе, зудит, пробуждает духовную жажду, не позволяет успокоиться «сладенькой газировкой» – значит, в этом слове точно есть действие живого Духа Божия!