Не так давно Американская киноакадемия постановила, что для того, чтобы фильм был номинирован на Оскар, в съемочной команде и среди актёров второго плана должны быть, кроме прочего, и люди с инвалидностью. Это постановление вызвало бурную волну обсуждений в рунете. Наше общество с трудом воспринимает людей, хоть чем-то отличающихся от «нормы». Поэтому инклюзивное образование — важный тренд, когда меняется образование, меняется и мир.
Инклюзивное образование — что это?
Инклюзия — это когда дети учатся вместе без границ и делений, когда у всех детей, независимо от их национальности, пола, расы, индивидуальных особенностей здоровья и психики есть возможность получить образование, поддержку социума, завести друзей и научиться общаться.
Вот некоторые принципы инклюзивного подхода:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Согласитесь, эти принципы касаются каждого ребёнка без исключений.
У меня здоровый ребёнок, почему меня должно это интересовать?
Инклюзивное образование — это не только про особенных детей, оно про всех детей мира. Когда-то и левшей насильно переучивали, и девочек не брали в общеобразовательные школы. Теперь детскую психику не калечат зря, и у всех детей есть возможность получить образование, независимо от пола и состояния здоровья. Но просто возможности учиться мало, детям необходимо общество сверстников.
Инклюзия — это не «как все», это «для всех». На первый взгляд кажется, что инклюзия касается только особенных детей, но это не так, инклюзивное образование не менее важно для ребёнка без ограничений. Дети не видят разницы между собой и другом, легко воспринимают особенности здоровья и открыты миру. Если взрослые не будут акцентировать внимание на отличиях, не будут и дети.
Для особенных детей инклюзивное образование — это возможность нормально развиваться и быть частью социума, для детей без ограничений здоровья это возможность стать гуманнее, толерантнее и добрее. Понять, что мир разнообразен и велик, и научиться воспринимать его без предубеждений.
Почему люди иногда негативно воспринимают инклюзивный подход?
От незнания. «Смешанные» классы и школы иногда воспринимаются родителями в штыки. Кто-то боится, что их детям будут уделять меньше внимания, кто-то не понимает, в чем суть такого «смешения». Кто-то инстинктивно хочет отгородиться от всего непонятного, «пугающего» и оградить своих детей. Но, как бы кому ни хотелось, игнорировать весомую (каждый 20-ый ребенок России обладает особенностями физического здоровья или развития) часть нашей реальности нельзя. Как правило, стоит родителям разобраться в вопросе и понять, что их ребёнок не только не пострадает, а, наоборот, приобретет новые знания, возражения сходят на нет.
В Западных странах с предубеждениями против людей с особенностями здоровья активно борются, повышая осведомленность населения и создавая специальные учебные и рабочие квоты. Россия сейчас активно перенимает их опыт.
А как сами дети воспринимают инклюзивное образование?
По словам педагогов, дети, вопреки распространенному мнению об их жестокости, очень быстро перестают замечать различия. Они сами предлагают помощь тем, кому она нужна, и стремятся дружить, а вот родители зачастую ведут себя куда менее благородно. Достаточно двух-трех месяцев, чтобы дети вообще перестали замечать различия между собой и особенными детьми и воспринимали их как обычных сверстников.
Какие еще существуют образовательные возможности для особенных детей?
И все-таки, при всех её бесспорных плюсах, система инклюзивных школ в России только начинает развиваться, впереди еще большой путь, а учиться детям надо уже сейчас. На самых прогрессивных обучающих онлайн-платформах есть специальные разделы, разработанные с учётом принципов инклюзивного образования.
Например, онлайн-платформа iSMART, предназначенная для обучения младших школьников по основным школьным предметам (русский, математика, английский), кроме тренажёров, рассчитанных на детей без ограничений, имеет и специальные разделы для детей с особенностями физического или психического развития.
Среди них тренажёры для детей с нарушениями аутического спектра, тренажёры для детей с ЗПР, тренажёры для слабовидящих и слабослышащих детей, предусмотрена и возможность переключения тренажёров на режим для детей с дислексией. Важно, что пользоваться платформой могут все дети, она разработана специалистами по системе ФГОС и поможет улучшить школьные оценки любому ученику.
Особенно удобна платформа iSMART для педагогов, которым не надо теперь подбирать разные сервисы, а у особенных детей появляется возможность делить со сверстниками еще одно, теперь виртуальное пространство.
Почему так важно, чтобы и школы, и онлайн-сервисы предоставляли детям равные возможности?
Потому что у всех детей России должна быть возможность получить образование в комфортной среде, не прилагая чрезмерных усилий. Достаточно долго детей делили на «нормальных» и «инвалидов», но теперь, наконец, люди начали осознавать, что все дети — нормальны, все они должны иметь счастливое детство и шанс познать себя и мир. Инклюзивное образование — это шаг вперед по пути прогресса, еще один шаг к новому счастливому миру.
Каждый школьник нуждается в качественном бесплатном помощнике для укрепления знаний и улучшения оценок, таком, как образовательная платформа iSmart. А также сервисе «Продленка online», где дети выполняют домашку под присмотром преподавателя, а не родителя.
Регистрируйтесь уже сейчас. Это бесплатно!
Специальный автор iSmart: Белова Кира Валерьевна, журналист, автор «Что? Где? Когда?» и «Своей игры» на гуманитарные темы.