Иосиф Ромуальдович Григулевич - в прошлом известный ученый-латиноамериканист, а если углубляться еще, то советский разведчик. А еще историк-этнограф и писатель. Автор 30 книг. Человек свободно владевший 14 языками, а заграницей имел по несколько имен: Артур, Мигель, Юзик, Макс, Падре, Фелипе .
Иосиф Ромуальдович Григулевич родился в литовской семье Ромуальда Григулевича и Надежды Лаврецкой. Еще подростком в 1926 году ушел в подпольную революционную деятельность.
Уже в 1930-м он вступил в ряды польской коммунистической деятельности и через год был арестован. В 1933 году Григулевича выслали из Польши, что не помешало ему в 1933 года поступить в Высшую школу социальных наук при Сорбонском университете.
С 1933 года работал в Международной организаций помощи борцам революции во Франции. В 1934 года его направили в Аргентину по линии Коминтерна.
В 1975 году этот очень незаурядный человек дал исчерпывающее интервью советскому журналисту. Разговаривали обо всем: о чем можно и нельзя. Естественно, по желанию героя, ту часть разговора, за которую можно было не только сесть, опубликовали уже после кончины Григулевича, и уже не в советском государстве.
Далее я привожу текст без редактуры, человека, который в 1975 году брал под запись интервью с Григулевичем.
Я расскажу вам то, о чем Григулевич мне не рассказывал. В начале девяностых, когда всю секретность с дел КГБ сняли, стало известно о закрытом указе Президиума Верховного Совета, в котором Иосиф Ромуальдович Григулевич награжден орденом Красной Звезды за подготовку и участие в операции по лиkvидации Льва Троцкого.
Молодой революционер Иосиф Ромуальдович Григулевич был завербован 4-м Управлением НКГБ СССР, которое занималось диверсионной деятельностью в тылу врага. На тот момент он имел подпольный псевдоним Артур.
Первая попытка охоты на Троцкого была неудачной. Троцкий в тот день (23 мая) лег поздно и долго не мог уснуть. Обычно он принимал на ночь снотворное, но тут не стал этого делать. В четыре утра его дрему нарушил шум, похожий на выстрелы. (Это Артур вовсю палил из пулемета, простреливая длинный к дома Троцкого). Троцкий подумал, что мексиканцы празднуют свой очередной национальный праздник. Запах пороха и гари, шум выстрелов подняли из постели его жену Наталью. Она закрыла собой Троцкого, а потом столкнула его на пол. Так они и лежали между стеной и кроватью, пока с трех разных точек по кровати летели пули.
Сам Троцкий не пострадал. Но также известно, что и Артур по кровати Троцкого не выцеливал. Этим занимался его хороший друг, известный сейчас всему миру художник. Сикейрос.
Сикейрос должен был крепко ответить перед “центром” за неудачу. Но сердце художника подсказало ему свалить вину на американца Роберта Шелдона.
Роберт Шелдон Харт был охранником Льва Троцкого. Именно он в ту самую ночь стоял у входных дверей в спальню хозяина. И должен был помогать заговорщикам.
однако, Сикейрос представил дело перед советским руководством так, что якобы рекрут-американец в последний момент предупредил Троцкого и тот успел во время покинуть нагретое ложе.
В Москву ушла “телега” на “предателя” Шелдона.
Москва ответила по-военному коротко: “Р а с с т р е л я т ь”. И приказ Кремля был приведен в исполнение.
Григулевич (Артур) в ту памятную ночь был в группе, обеспечившей непосредственным исполнителям удобные точки для стрельбы. Попытка, повторюсь, была неудачной. И, как свидетельствует журналист-международник, историк, занимающийся темой Троцкого Ю. Папоров, хорошо знавщий Григулевича по его мексиканской жизни, именно “Григ“ убедил Меркадера в последствии убрать Льва Троцкого. И даже сообщил несколько вариантов, как это сделать.
Но это уже другая история...
После удачного завершения "дела Троцкого" И.Р.Григулевич стал послом одной из латиноамериканских стран. Под дипломатической "крышей" он проработал до кончины Сталина.