Глобализация и стремительный рост интернет-торговли требуют от логистических компаний новых решений. Потребители не хотят тратить много времени на изучение нюансов отправки, оформление заказов и взаимодействие с перевозчиком.Им хочется легко и просто заказывать перевозку.Сегодня клиенты говорят так: "У нас есть своя ERP-система, где собрана информация о грузах, которые необходимо отправить, пожалуйста, заберите эту информацию, обработайте и доставьте груз".
По словам экспертов компании «Байкал-Сервис», для обеспечения наилучшего сервиса, который способен предвосхищать ожидания клиентов, в ближайшие годы перевозчик сосредоточится главным образом на развитии IT-инфраструктуры. Вот в каких направлениях ведется работа.
Грузоперевозки уходят в онлайн
Кипы документов, сопровождающие процесс перевозки, уходят в прошлое. Взаимодействие между заказчиком и перевозчиком все больше будет происходить онлайн, через личный кабинет на сайте или приложение, где клиент может сам управлять своей перевозкой, заказывать дополнительные услуги. ИТ-система начинает анализировать большой объем данных о клиентах и предлагать им подходящие опции.
Уже сегодня эти сервисы доступны клиенту в любое время, отправитель может онлайн получать информацию обо всех передвижениях груза, управлять своими заказами и вносить в них необходимые корректировки. Если ему понадобиться изменить маршрут, то компании важно моментально это учесть и перенаправить груз по новому направлению.
Автоматизируются процессы на складах, что позволяет минимизировать процент ошибок при погрузке, ускорить сам процесс обработки грузов.
Контроль сохранности груза
Сейчас перевозчики отслеживают транспорт в пути и в любой момент могут узнать его точное место нахождение через GPS или Глонасс. Благодаря наличию мобильных приложений у водителей, клиент имеет возможность получать онлайн информацию о вручении отправленного им груза.
Возможности контроля расширятся за счет более широкого внедрения умных меток-датчиков. Закрепленные на самом грузе, они позволят узнать, что происходило во время погрузочных работ, зафиксировать факт тряски, падений или повреждения упаковки, изменения температуры.
Автоматизация и роботизация процессов
В логистической сфере со временем будет использоваться все меньше ручного неквалифицированного труда. Срок обработки грузов уменьшится, а складское пространство можно будет использовать на 30-40 % эффективнее, что также отразится на стоимости услуг.
Но несмотря на то, что роботизированное производство гораздо эффективнее, чем производство с использованием ручного труда, мы не видим повсеместного внедрения новых технологий. Почему так происходит? Любая инновация должна идти «снизу». Инновации появляются только тогда, когда это выгодно. К сожалению, пока гораздо проще нанять недорогой, низкоквалифицированный персонал, чем вкладывать огромные средства в технологии. Такая же ситуация и в логистике. Несмотря на то, что в новостях частенько появляется информация о перевозках с помощью дронов и беспилотников, широкого распространения такие перевозки не получили. Вся эта техника на данном этапе очень дорога и в приобретении, и в обслуживании, и вкладываться в нее мало кто спешит. Но жизнь идет и новые технологии становятся все более доступными.
Перспективы
Все больше людей будут выбирать сборные перевозки (LTL) как хорошую альтернативу отправок своего груза отдельными машинами (FTL). Чтобы сдать груз, необязательно ехать в транспортную компанию. LTL-перевозчик возьмет на себя все необходимое: обеспечит упаковку груза, сможет сделать отправку по сложному маршруту, застрахует груз и т. д. А организация процесса будет стремиться к американскому сценарию, где грузы почти не накапливают перед отправкой на складах (кросс-докинг).
Новый уровень работы с клиентами
Ценовая конкуренция уходит в прошлое. В гонке за потребителя выигрывает тот, кто предлагает более удобный, современный и качественный сервис для своих клиентов и способен предвосхищать их ожидания.