Прошла посевная. Мишка не разговаривал с матерью, всегда был хмурым, обросшим, нелюдимым. Злился на старую мать за то, что она жалела Варьку. Почему то ей все сочувствовали, даже Нюра. Председательша пристроила беременную Варьку на склад. Место тёплое, ближе к дому, на складе она "просидела" до самых родов.
Варька, похожая на огромный шар, не торопливо ходила среди мешков, считала-пересчитывала мешки, аккуратно записывая в журнал. Нюра с Михеичем её хвалили, а Мишка удивлялся, что у неё сходятся все цифры!
- Смекалистая, ловкая баба! Всё успевает... Записывает в журнал каждое зёрнышко, - возмущался Мишка, сидя на завалинке возле дома Михеича.
Тот усмехался: - Завидуешь? Ты то почти год ошибался. Учился долго, намучились мы с тобой. А тут баба, да пузатая, тебя обскакала!
Мишка хорошо помнил, как ездил в соседний колхоз к бухгалтеру. Обиделся ли он? наверное... Вскочил и поковылял домой. Нога, как назло, болела. "Наверное, погода будет меняться" - подумал, ругаясь. Был конец мая, возле школы уже отцветала сирень. Матери дома не оказалось, но и к лучшему. Сквозь сон услышал топот её ног и всхлипы.
Войдя в дом, что-то положил на стол и замерла. Нехотя Мишка слез с печи со словами: - ну что, долго ещё будешь сидеть?
Старуха не ответила. Подойдя к столу, Мишка развернул платок и остолбенел, увидев новорожденного ребёнка.
- Это что такое?
- Варька велела Игнатом назвать, как деда.
- А зачем ты забрала мальчонку? - возмущался Михаил. - Отнеси Варьке.
- Там мал мала меньше остались. А Варварушка преставилась, родила тяжело. Вот, просила, забрать, это была последняя воля.
- А что, кормить как будем?
- Тамарка уже покормила. Утром к ней отнесу снова, хорошо, что в соседнем доме живёт, - рыдала мать.
Ребёнок всегда спал, Мишка не обращал на него внимания. В иной день даже забывал, что в доме маленький человечек. Старуха хлопотала по дому и нянчилась с внуком.
В конце июня жизнь изменилась. Серьёзные и сосредоточенные мужики, рыдающие бабы и дети. Никто ничего не понимал. Вскоре опустело село, Мишка злился, его не брали на фронт, оставили при госпитале. Уехав из села с тяжёлым сердцем, каждый день носился в военкомат. Да без толку. В конце осени, в дождливый день увидел Нюру.
На радостях бросился к ней.
- Рад тебя видеть! Как ты?
- Тороплюсь, вот, на призывной пункт тороплюсь.
- Как?!
- Как всех, Родину защищать.
- А меня в госпиталь отправили, дрова и воду возить.
- Ну, не знаю, из-за ноги, наверное. Удачи тебе, сына рости, к матери иногда наведывайся.
- Ты, пиши...
ВАША ЖИЗНЬ
СТАВЬТЕ ЛАЙК,
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ