Чем привлек немцев польский «Pospieszny». Неизвестная история украденного паровоза.
Польша — одна из немногих стран с большим парком «живых паровозов». Они участвуют в динамических выставках и экспозициях. Легендарный Pm36-2 (в наст.вр. “Прекрасная Елена”)до сих пор водит ретропоезда в праздничных мероприятиях. Даже совершает экскурсионные туры, несмотря на преклонный возраст.
А вот история брата Pm36-2, менее известного Pm36-1, не дает покоя ученым и поклонникам паровозов.
В 1936 году польские инженеры разработали модель с рабочим названием «Pospieszny». Чтобы исследовать скоростные характеристики, изготовили два варианта машины Pm36-1 и Pm36-2. Первый облачили в кожух, который делал вид паровоза футуристическим. Pm36-2 остался в классическом виде. Летом 1937 года первого “поспешного” отправили на Всемирную выставку в Париже. Ее девиз: «Искусство и техника в современной жизни». Машина всецело отвечала этому лозунгу и получила золотую медаль.
Испытания на скорость проходили на протяжении двух лет. Pm36-1 и Pm36-2 водили пассажирские экспрессы на Польской железной дороге. Первый заметно выигрывал в скорости.
В самом начале Второй мировой войны, после оккупации Польши, Pm36-1 был переправлен в Германию. Обтекаемый кожух паровоза и необычный вид привлекли немецких инженеров. С 1939 по 1944 исторических сведений о паровозе нет.
Только в начале 90-х годов в прессе появились снимки военных лет. Паровоз приобрел характерные черты немецких машин. В 1944 году он находился в депо “Грюневальд” г. Берлина с новым обозначением 18 601.
Тут-то и возникают вопросы...
1. Почему немцы, обратив внимание на футуристический вид, перевезли его в столицу и так сильно изменили облик? Искали новые технические решения в конструкции?
В 1945 году Pm36-1 уже находился в Паровозной Колонне Особого Резерва (ОРКП) в г. Берлине, но с советским обозначением Т18-601(«Т — трофейный»). Локомотив выглядел «холеным», сиял свежей краской. Машину восстановили наши инженеры-паровозники и она работала на магистралях Восточной Германии.
2. Почему локомотив не оставили в Германии?
В 1947 году паровоз отправили в СССР, в г. Инстербург (Черняховск, Калининградской области), где изменили под русскую колею. Но проработав менее полугода был списан с поездного движения, а в 1952 году отправлен на переплавку.
3. В чем причина недолгой работы в СССР? Авария или тяжелый вес?
Без фактов истории найти ответы на все эти вопросы невозможно.