Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Житие - это НЕ биография

«В глухом лесу на холме Маковец у слияния речки Кончуры с лесным ручьём Вондюгой братьями Варфоломеем и Стефаном была срублена келья и небольшая церковь в честь Троицы».

Это не начало былины, это начало жития одного из самых знаменитых подвижников земли Русской – Сергия Радонежского.

Сергий Радонежский и Троицева Лавра. Коллаж из открытых источников
Сергий Радонежский и Троицева Лавра. Коллаж из открытых источников

Житие – это жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Целью написания жития всегда была похвала святому, поэтому в жизнеописаниях святых так мало индивидуальных черт и так много упоминаний различных чудес. Чудеса призваны подчеркнуть неординарность святого, его отличие от прочих смертных. Недостаток фактического материала о ранних годах святого часто восполняется риторическими разглагольствованиями, и только самые ранние жития отличаются относительно безыскусным текстом и проверяемой информацией. К таким житиям относятся, в частности, жития, составленные в Ростовском княжестве.

Жития святых Варлаама и Иоасафа Индийских и Феодора Эдесскаго. Рукопись 1444 года. Библиотека Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Жития святых Варлаама и Иоасафа Индийских и Феодора Эдесскаго. Рукопись 1444 года. Библиотека Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Тем не менее жития являются объектом очень пристального изучения, есть даже специальная наука – агиография. С богословской точки зрения жития изучаются как носители религиозной философии периода, в который они были написаны. С исторической точки зрения жития являются источником проверочных данных для летописей, которые часто бывали утрачены в ходе бесконечных войн или переписаны при смене княжеской идеологии. С точки зрения развития канонов составления, жития являются основным объектом исследования средневековой литературы, поскольку светских сочинений в то время было крайне мало. Наконец, жития позволяют реконструировать культурные ценности общества, поскольку описывают путь святого к спасению.

Житие Сергия Радонежского писали два известных агиографа: Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет.

Писцы книг. Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского». XVI век. Епифаний Премудрый изображён слева, он уже начертал первые слова «Жития»
Писцы книг. Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского». XVI век. Епифаний Премудрый изображён слева, он уже начертал первые слова «Жития»

Епифаний Премудрый, будучи учеником Сергия Радонежского, написал его Житие в 1412 г., т.е. через двадцать лет после кончины Преподобного. Историю написания сам Епифаний так излагает в его начале: «Через один или два года после смерти старца <…> начал я подробно кое-что записывать о жизни старца… <но желал>, чтобы кто-нибудь значительнее меня и разумнее меня написал, а я бы пошел поклониться ему, чтобы и меня он поучил и вразумил». После долгого и напрасного ожидания Епифаний пришел к выводу, что «Если не будет написано житие старца и оставлено без воспоминания, то не повредит это святому тому старцу… Но мы сами тогда пользы не получим, пренебрегши таким полезным делом».

Епифаний писал свой труд во время, когда живы были еще очевидцы подвигов Сергия Радонежского, поэтому его свидетельства можно считать наиболее достоверными (за исключением обязательных для традиции житийной литературы описаний чудес). Основным недостатком труда Епифания является отсутствие точных датировок, что ставит перед исследователями жизни преподобного Сергия немалые трудности.

Житие Сергия Радонежского авторства Пахомия Логофета. Изображений самого Пахомия я на нашла: поиск "Яндекса" выдает в основном иконы Пахомия Великого, которые очень часто выдают за Логофета. А это разные люди, просто тезки)
Житие Сергия Радонежского авторства Пахомия Логофета. Изображений самого Пахомия я на нашла: поиск "Яндекса" выдает в основном иконы Пахомия Великого, которые очень часто выдают за Логофета. А это разные люди, просто тезки)

Автором второго жития был Пахо́мий Логофе́т или Пахо́мий Серб, который около 1440-х годов в сане иеромонаха прибыл с Афона через Новгород в Великое княжество Московское и около двадцати лет провел в Троице-Сергиевом монастыре, где работал над составлением житий и списыванием книг. В короткое время им были составлены многочисленные жития святых, о жизни которых он практически ничего не знал. В своих сочинениях Пахомий весьма «свободно относился к историческим фактам и, ради поучительности рассказа, не стеснялся собственных прибавлений». Историческое значение большинства составленных им житий крайне незначительно. В то же время очевидный литературный талант, «прелесть» стиля и риторическая благоукрашенность Пахомиевых житий надолго очаровали российскую житийную литературу. Именно Пахомием были заложены на русской почве основы некоего «канона», представляющего собой набор готовых клише, пригодных для написания жития практически любому святому, все исторические сведения о котором могли составлять лишь его имя, место подвига и тип подвижнической жизни.

Митрополит Иона. Икона XVII века
Митрополит Иона. Икона XVII века

Пахомий Логофет вел работу над житием Сергия Радонежского, по-видимому, по официальному заданию, которое было дано либо после обретения мощей преподобного Сергия в 1422 году, либо при канонизации святого в 1448—1449 годах при митрополите Ионе, когда Василий Темный искал оправдания своей братоубийственной войне с Дмитрием Шемякой и Василием Косым. Официально требовалось сделать житие пригодным для церковной службы. Фактически Пахомий сильно сократил биографическую часть жития, удалил нежелательные политические намеки и добавил описания различных чудес.

На сегодняшний день известно до десяти редакций жития Сергия Радонежского. В разное время над ним трудились Димитрий Ростовский, патриарх Алексий I и даже императрица Екатерина II. Акафист Сергию написал митрополит Платон, священно-архимандрит (настоятель) Троице-Сергиевой Лавры, член Святейшего Синода.

Полный список заметок о Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре здесь

Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, о Переславле-Залесском, о Звенигороде, Новом Иерусалиме и церковном расколе.