Официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков сообщил, что миротворческий батальон РФ вошел в столицу Арцаха Степанакерт.
Конашенков уточнил, что в город в 17:00 вошел батальон 15-й отдельной Аликсандрийской мотострелковой бригады («Черных гусар») Центрального военного округа, совершив марш. Ее передовые подразделения дошли до юго-западной окраины города Шуши, пройдя через Горис, Сус, Гейталу и Лысогорский перевал, и начали разворачивать там четыре наблюдательных поста. 10 наблюдательных постов развернуты в Нагорном Карабахе и Лачинском коридоре вдоль линии соприкосновения сторон.
Звучат сравнения миротворческой операции ВС России в Карабахе с броском российского десанта на Приштину. Этот шаг показал тогда, что Россия не умерла, и более того, имеет определенные геополитические амбиции. Благодаря этому наша страна явочным порядком добилась включения в состав миротворческой миссии, участие в которой для нас изначально не предполагалось. Но вот для сербского населения края эти очевидные успехи российской политики особой роли не сыграли. Более того, те, сербы, что решили остаться в своих домах после появления братушек, впоследствии горько об этом пожалели.
В отличие от того времени, сегодня главная задача российских миротворцев в Закавказье — спасение армянского народа от истребления и спасение армянской государственности. Иных мотивов для нахождения наших войск за Кавказским хребтом, строго говоря, нет. Утверждения о корыстных устремлениях Москвы и стремлении «решать свои вопросы за счет армян», смехотворны. Форпост из Армении в нынешней ситуации получается так себе. Тем более, что с присоединением Крыма его значение уменьшилось.
Так что, если рассуждать с прагматичной точки зрения, Москва вполне могла бы сохранить «равноудаленность» вплоть до физической ликвидации Карабаха, вывести потихонечку базу из Гюмри, закрепиться на естественных рубежах Кавказского хребта, и методично искоренять «пятую колонну», включая пантюркистов и салафитов. Так было бы гораздо спокойнее и дешевле.
Но было принято другое, прямо скажем, непростое решение — предотвратить геноцид армян в Карабахе, а в перспективе — и в самой Армении. И в настоящий момент 2000 наших бойцов с легким вооружением — единственная преграда на пути тех, кто мечтает об «окончательном решении карабахского вопроса».
С учетом «головокружения от успехов», охватившего Баку и Анкару, а также настойчивого стремления Эрдогана разместить в Арцахе турецких «миротворцев» (сирийские наемники-джихадисты, похоже, уже обосновались на захваченных территориях), эта преграда пока что не слишком серьезная. Надеяться на то, что они не посягнут на представителей великой державы, («ну, не самоубийцы же они!») не стоит. И раньше посягали, и будут посягать впредь. Вспомним, что и грузины в свое время без особых колебаний атаковали российских миротворцев. И их печальный опыт, судя по сбитому вертолету, усвоен не всеми.
Хотя, посол Азербайджана в РФ Полад Бюльбюль оглы и уверяет, что это точка, что это полное и окончательное решение, все прекрасно понимают, что это не так, что это всего лишь перемирие, небольшая отсрочка. И чтобы русские «Черные гусары» смогли бы защитить армян Черного сада (а именно так переводится на русский язык слово Карабах), необходимо в кратчайшие сроки не просто обозначить присутствие нашей страны в регионе, но и превратить Карабах и Армению в неприступную крепость. Должна быть подготовлена мощная группировка в Дагестане, усилена Каспийская флотилия, а также продуманы и обеспечены необходимые логистические схемы на случай любого развития ситуации.
Времена сегодня не те, чтобы Армения могла беспечно «цвесть», за «гранью дружеских штыков», покрикивая на своих защитников и развлекаясь «цветными» революциями. Абсолютная лояльность России и подлинное, а не декларируемое союзничество должны стать необходимыми условиями этой помощи и защиты. Россия должна всерьез взяться за модернизацию ВС Армении, которые, в свою очередь должны отказаться от участия в любых программах НАТО. Все армянские офицеры должны проходить обучение и переподготовку в российских училищах, академиях и центрах. То же самое в полной мере должно относиться и к правоохранительным органам и спецслужбам.
Времени на военную реформу, перевооружение и обучение Армии очень немного. Все это в полной мере должно относиться и к Армии обороны Арцаха. Возможно, что ее придется переименовать в «народную милицию» и придать официальный статус правоохранительной структуры. Но в реальности это должен быть первоклассно подготовленный и хорошо вооруженный резерв российских миротворцев.
В перспективе вопрос вообще должен встать о создании единой Армии, причем не обязательно это нужно делать официально.
Вопрос стоит не о посягательстве на суверенитет маленькой, но гордой Армении, а о ее спасении и дальнейшем существовании. Ради этого вполне можно поступиться возможностями играться с Соросом и отправлять своих солдат для участия в оккупационных силах НАТО.
Надо отметить, что армянские диаспоры в странах Запада, на которые возлагали такие надежды в Ереване, оказались, мягко говоря, не всесильны, и их помощь Арцаху оказалась скорее символической. Повлиять на руководство своих новых родин они по-настоящему не сумели. Армения не нужна ни США, ни Франции, ни Канаде, и представляет для них интерес исключительно на предмет встраивания в антироссийский проект.
Армяне должны понять, что с Россией их связывает не только общее прошлое, но и общие угрозы и опасности, и, Бог даст, общее будущее. Американский политолог турецкого происхождения, директор программы турецких исследований в Вашингтонском институте ближневосточной политики Сонер Чагаптай заявил: «Пашинян является наименее пророссийским лидером в Ереване, но думаю, что Путин уже обеспечил возвращение Армении в империю». И не случайно, что на переднем крае обороны встанет бригада, носящее почетное наименование одной из самых славных частей Русской императорской армии — «Бессмертных гусар».
Причем вопрос может стоять не только о Российской Империи. Сама логика развития ситуации поднимает вопрос о Византийском проекте. На днях заместитель председателя Госдумы Петр Толстой в эфире канала «Россия 1» заявил: «Вопрос Константинополя не закрыт».