Ситуация 1.
Звонят и сбрасывают
Что происходит. Последние несколько месяцев люди столкнулись с удивительным поведением: неизвестные звонят на личные номера телефонов, ждут один-два гудка и сбрасывают. Иногда одному человеку звонят по несколько раз в день.
Целей тому две. Злоумышленники хотят, чтобы вы перезвонили, поэтому делают переадресацию на платный номер. В итоге вы просто сделаете дозвон и с вашего счета снимут небольшую сумму. Но технически это на самом деле очень сложно, поэтому наиболее вероятен второй вариант – кто-то собирает базу работающих номеров. Происходит это так: есть компьютерные программы, которые могут одновременно звонить на десятки номеров. Они просто перебирают подряд, звоня всюду, отмечая, какой номер работает, а какой нет. По итогам те, кто это задумал, получат огромную базу данных актуальных и работающих номеров телефонов, которую можно выгодно продать продавцам чего-нибудь.
Как реагировать. Пока операторы мобильной связи сами не знают, что делать с таким хулиганством. Единственно верное решение – не реагировать никак. И не перезванивать, конечно.
Иногда бывает так, что вы действительно ждете важный звонок или вам периодически звонят незнакомые люди (например, вы продаете квартиру). Как отличить звонки настоящих людей от роботов? Для этого есть много бесплатных программ. Например, определитель номера от «Яндекса». Чтобы его включить, откройте программу, нажмите на четыре квадратика в левом нижнем углу и выберите «Определитель номера». Если вам звонят из компании, которая есть в справочнике, вы увидите ее название и сферу деятельности. Например, «ремонт окон», а если известно, что это спам, программа так и напишет – «Возможно, это реклама» или «Возможно, банковские услуги».
Ситуация 2.
Купите, сегодня акция
Что происходит. Вам звонят и предлагают какой-нибудь товар или услугу. Поменять окна, сменить интернет дома на более выгодный и так далее. Это такой очень старый и достаточно эффективный способ продаж, называется «холодный обзвон» - когда звонят не своим клиентам, а посторонним людям, которые не знакомы с компанией и ее продуктами. Один откажет, второй откажет, а третий возьмет и придет.
Как реагировать. Это зависит от ситуации. Надо понимать, что хоть продавцы и навязчивы, они не все мошенники – многие действительно представляют нормальные честные организации и у них действительно проходят акции для новых клиентов. Автор этих строк, например, так однажды сменил оператора интернета и стал платить не 600 рублей, как раньше, а только 300.
Но в то же время нередки случаи, когда таким способом заманивали в различные клиники на «пробный бесплатный сеанс», где на «суперсовременном» оборудовании находили у людей все самые страшные болезни мира одновременно и чуть ли не обманом заставляли взять кредит лечить их. Да, были и такие случаи.
Важный момент – на такие звонки не распространяются правила хорошего тона. Вы не обязаны слушать до конца операторов – можете повесить трубку. Если вам некогда или вы сразу поняли, что не хотите слушать, не вступайте с ними в диалог. Большинство компаний работает по так называемому «скрипту»: порядок действий что за чем говорить и как отвечать на ваши возражения. Они не отстанут, пока вы не скажете «да». Поэтому научитесь просто молча класть трубку.
Ситуация 3.
Срочно, вас Обкрадывают
Что происходит. Вам звонит «представитель службы безопасности «Сбербанка» и рассказывает, что все ваши денежки вот-вот заблокируют, потому что со счетом кто-то проводит подозрительные операции. Чтобы «спасти накопления», нужно срочно перевести деньги на «безопасный счет» или сказать им все данные вашей карты, включая три цифры на обороте. Это могут быть и не сотрудники банка, а «покупатели». Есть такая уловка – если выставили что-нибудь на продажу на «Авито» или «Юле» и срок объявления вот-вот истечет, мошенники звонят и предлагают немедленно купить и даже перевести «аванс». А дальше вам начинают компостировать мозги, рассказывая о сложном способе оплаты и что нужно сказать им код, который вам придет по смс.
Как реагировать. Про «Службу безопасности «Сбербанка» все писали уже сто раз, но и сто первый раз прочитать полезно – они (как и сотрудники безопасности других банков) людям не звонят и никаких личных данных не спрашивают. Вся эта информация у них и так есть. А звонят так исключительно мошенники! Можете даже не разговаривать – просто кладите трубку.
Такая же ситуация и с покупателями. Какой человек будет отправлять незнакомым людям предоплату? Даже если так, не соглашайтесь ни на какую оплату, кроме как наличные или перевод на карту. Убедитесь, что деньги вам пришли на счет – придет смс, в котором написана сумма перевода и общий баланс! К примеру: «Иван Иванович И. перевел вам 1000 рублей. Баланс карты 11 524 рубля». Все остальные «танцы с бубном» – развод на деньги.