Найти тему
Высшая школа НЛП

Пропаганда и психология: просвещение или манипуляции, запугивания и психологическая война? Часть 1. К истории вопроса.

Что общего между пропагандой и психологией – это даже не вопрос, это проще, чем найти общее между вороном и письменным столом. Без знания психологии невозможно вести эффективную пропагандистскую работу, заниматься политическими технологиями, продажами, да и вообще – любым бизнесом. Вопрос: на сколько это будет эффективно? Вот тут и появляется необходимость рекламы, промоушна, пропаганды.

Пропаганда, если понимать буквально - «подлежащая распространению».

-2

Этот термин происходит от названия католической организации Congregatio de Propaganda Fide (Конгрегация распространения веры), созданной папой Григорием XV в 1622 году. • Однако явление существовало задолго до возникновения термина. Одним из наиболее ранних образцов пропаганды является преамбула к Своду законов Хаммурапи, в которой говорится, что эти законы созданы с целью установления справедливости в стране и для защиты слабых против сильных. Содержание же самих законов говорило об обратном.
С древности пропаганда эффективно использовалась во время ведения войн.

-3

Пытаясь запугать противника своей боевой мощью, перед походом в Грецию в 480 г. до н.э. персидский царь Ксеркс I распространял слухи о многочисленности своего войска, заявляя, что «если все персидские воины выстрелят из луков, то стрелы затмят солнце». Он даже отпустил пленённого греческого лазутчика, предварительно продемонстрировав ему многочисленность персидского войска. Вывод: у страха глаза велики, и ВСЕ про это знают, но каждый раз покупаются.

-4

Противостоящие персидским войскам афиняне пытались внести раскол в ряды сторонников персов. Фемистокл обратился к этническим грекам-ионийцам, служившим во флоте Ксеркса, с речью, описывая которую, Геродот отмечал, что Фемистокл при этом действовал «с двойным умыслом: либо ионяне изменят персам и перейдут к эллинам, либо Ксеркс, получив донесение об этом, возьмет под подозрение ионян и сам не позволит им участвовать в морских битвах». Вывод: враг моего врага – мой друг, а тот, кто предал однажды может сделать это и во второй раз, вопрос в цене.

К слову, спартанцев было гораздо больше 300-сот, на разве это имеет какое-то значение для народной памяти и легенды?
К слову, спартанцев было гораздо больше 300-сот, на разве это имеет какое-то значение для народной памяти и легенды?
-6

Иногда ошибки в оценке психологии противника приводили к обратному эффекту.

· В XVI веке испанцы, пославшие против Англии «Непобедимую армаду», распространили в Англии тайно напечатанный памфлет против королевы Елизаветы I, в котором она обвинялась в распутстве. Авторство этого памфлета приписывалось эмигрантским кругам. Но англичане были так возмущены тем, что эмигранты клевещут на их королеву, что в результате на сторону королевы стали даже те, кто до этого её не поддерживал. Вывод: обсуждать и осуждать королеву Англии могут только её честные подданные.

-7

Умение задеть человека за живое, изобретательность, большая притягательная сила призыва — такие качества присущи одаренным личностям.

Но нельзя полагаться только на гениев. Что может дать знание НЛП для психологической/маркетинговой/политической войны?

1. Используя психологию, можно указать на такие особенности человеческого разума, которые обычно остаются незамеченными. Он может сказать, каким образом страсти можно превратить в негодование, личную находчивость — в массовую трусость, трения — в недоверие, предрассудки — в ярость. Психолог достигает этого, обращаясь к подсознательным чувствам человека, которые служат ему исходным материалом.

2. НЛП-ер может подсказать методы определения морального состояния противника. Самые грубые политические и военные ошибки, известные в истории, происходили из-за неправильной оценки морального состояния противника. Установив, как настроен противник и оценив факторы, определяющие его моральное состояние, психолог может предвидеть поведение противника в той или иной обстановке.

3. С помощью методов и стратегий НЛП можно оказывать помощь в оценке решаемых задач и в соблюдении чувства меры. Известно, что возможность дать ответ противнику доставляет большое удовлетворение. Личные эмоции нужно держать при себе. Психолог может научить пропагандиста быть объективным, последовательным и хладнокровным.

4. Человек, знающий и применяющий НЛП, укажет, когда можно и когда нельзя применять то или иное средство, согласовать по времени пропаганду с военной, экономической и политической обстановкой.

Пропаганда может стать действительным оружием, если будут четко сформулированы ее цели, предпосылки, определены задачи, приведены в постоянную готовность ее средства, а проведение пропагандистских операций будет контролироваться на основе психологических методов.